На кончиках пальцев
«Семечки бывают разные — гладкие, шершавые, колючие».
Знакомьтесь – инструктор по труду новгородского реабилитационного центра для детей и подростков «Виктория» Екатерина Попкова, участник заключительного этапа Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».
Екатерина Попкова работает в реабилитационном центре «Виктория» 12 лет. Дело для нее, можно сказать, потомственное — ее мама, Тамара Федоровна, работала в центре с самого его основания и тоже учила детей труду и творчеству. В арт-студии (так красиво называется кабинет трудового воспитания) на стеллажах до сих пор стоят работы детей той поры — куклы, вышивка.
Нынче Екатерина и ее воспитанники не делают кукол из ткани. Их работы — поделки из бумаги и природного материала. «Изменился возрастной состав детей. Школы теперь набирают коррекционные классы, и у нас остаются только самые сложные ребятишки, в основном маленькие. Работа с иголкой — не для них», – поясняет она.
Родители приводят деток в «Викторию» чуть ли не с рождения, нескольких месяцев от роду – сначала на укрепляющие медицинские процедуры, а потом постепенно малыш включается в творческие занятия.
– Начинаем с элементарного — игра с водой, ладушки, – рассказывает Екатерина. – Чтобы ребенок мог усидчивость проявить, пальчиками пошевелить. Потом уже учимся вырезать, клеить. Пытаемся ручки развивать и художественное восприятие, чувство прекрасного.
Мелкая моторика, работа пальчиками очень важна для этих особенных детей. Для некоторых из них ведь даже бантик завязать или вырезать кружок из бумаги — маленькая личная победа.
Детки все разные, и к каждому педагог находит индивидуальный подход. Есть особенности болезни, поэтому трудовая (или творческая?) коррекция обсуждается с медиками, родителями. Не получается вырезать, можешь только ниточки крутить? Хорошо, давай сделаем из ниточек шар. …Какой красивый получился!
– Надо помочь этим детям научиться делать что-то своими руками из подручного материала, – говорит Екатерина. – Сколько радости, когда получается: «Я подарю маме!» – «А я — папе!» – «У моей сестры скоро день рождения, я для нее сделаю».
Для поделок используется всё — сухие листья и цветы, подсолнечные семечки и семечки арбуза и тыквы, палочки корицы, нитки, бумага, бутылочные пробки, баночки из-под детского питания… Из последних, кстати, получились очень симпатичные подсвечники — обмотанные мешковиной и обклеенные пайетками, баночки стали маленьким произведением искусства.
Екатерина показывает бумажную шкатулку с неровной поверхностью. Что это? Оказывается, закрашенные арбузные семечки. «Семечки мелкие, и чтобы их взять и приклеить, детям приходится прилагать много усилий. И фактура семечек разная — гладкие, шершавенькие, колючие… Все это – упражнения на тактильность», – поясняет Екатерина.
Главная задача центра — социализация ребенка с ограниченными возможностями. Дать ему почувствовать, что он не один, что он нужен, полезен обществу, что он многое может.
– Ребенок научится общаться с людьми, поймет, что, если он что-то не может сделать сам, можно обратиться к другим людям, и ему помогут. Он не будет замыкаться в своем недуге, – говорит Екатерина.
Семилетний Марат боится показать, что у него не работает правая ручка — прячет ее под стол, старается отодвинуть занятия с очень мелким материалом, которые требуют участия обеих рук. «Давай мы вместе сделаем, – предлагает инструктор. – Придержи правой ручкой бумажку, а левой крути. Видишь, как у тебя хорошо получается!».
– Надо, чтобы мальчик не замыкался, не стеснялся каких-то своих особенностей и не боялся попросить помощи. Марат с огромным удовольствием вырезает и клеит, – говорит Екатерина.
Конечно, подчеркивают в центре, развитие ребенка с ограниченными возможностями — это большая работа совместно с родителями. «Чтобы родители двигались с нами в одном направлении». Тогда результат не заставит себя ждать.
Ольга Илюшина, мама 7-летнего рыжего непоседы Вовы, с большой благодарностью говорит о занятиях в «Виктории»: «У нас были большие проблемы с моторикой, сына было сложно заставить что-то сделать, чем-то увлечь. Сейчас он с увлечением и вырезает, и клеит».
Иногда Попковой приходится придумать какое-то приспособление, чтобы ребенку было удобно крутить бумажную ленту (квилинг очень нравится детям) или, например, клеить. «Так что, кроме творчества, это еще и головоломка – как приспособить занятие под возможности каждого ребенка. Ребятки очень интересные. Маленький человечек борется со своим недугом. И мы сами учимся у них — как преодолевать трудности», – говорит она.
На стене арт-студии — удивительный зимний пейзаж. Картина сделана из мелких кусочков бумаги. То, что кажется мазками, – мелкие фрагменты страниц рекламных каталогов популярной косметической фирмы. Кропотливая работа одного из воспитанников Екатерины, которой она немножко гордится. «Мальчик был гиперактивный, усадить его за вырезание и подбор цветных кусочков — это требовало времени и усилий», – вспоминает Екатерина. Сейчас Илья уже большой, но контакты с ним и его мамой преподаватель поддерживает.
«Каждый ребенок — радость. Каждого ребенка помню».
Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)