На кончиках пальцев

25.06.2015

«Семечки бывают разные — гладкие, шершавые, колючие».

На кончиках пальцев 1Знакомьтесь – инструктор по труду новгородского реабилитационного центра для детей и подростков «Виктория» Екатерина Попкова, участник заключительного этапа Всероссийского конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания».

Екатерина Попкова работает в реабилитационном центре «Виктория» 12 лет. Дело для нее, можно сказать, потомственное — ее мама, Тамара Федоровна, работала в центре с самого его основания и тоже учила детей труду и творчеству. В арт-студии (так красиво называется кабинет трудового воспитания) на стеллажах до сих пор стоят работы детей той поры — куклы, вышивка.
Нынче Екатерина и ее воспитанники не делают кукол из ткани. Их работы — поделки из бумаги и природного материала. «Изменился возрастной состав детей.  Школы теперь набирают коррекционные классы, и у нас остаются только самые сложные ребятишки, в основном маленькие. Работа с иголкой — не для них», – поясняет она.
Родители приводят деток в «Викторию» чуть ли не с рождения, нескольких месяцев от роду – сначала на укрепляющие медицинские процедуры, а потом постепенно малыш включается в творческие занятия.
– Начинаем с элементарного — игра с водой, ладушки, – рассказывает Екатерина. – Чтобы ребенок мог усидчивость проявить, пальчиками пошевелить. Потом уже учимся вырезать, клеить. Пытаемся ручки развивать и художественное восприятие, чувство прекрасного.
Мелкая моторика, работа пальчиками очень важна для этих особенных детей. Для некоторых из них ведь даже бантик завязать или вырезать кружок из бумаги — маленькая личная победа.
Детки все разные, и к каждому педагог находит индивидуальный подход. Есть особенности болезни, поэтому трудовая (или творческая?) коррекция обсуждается с медиками, родителями. Не получается вырезать, можешь только ниточки крутить? Хорошо, давай сделаем из ниточек шар. …Какой красивый получился!
– Надо помочь этим детям научиться делать что-то своими руками из подручного материала, – говорит Екатерина. – Сколько радости, когда получается: «Я подарю маме!» – «А я — папе!» – «У моей сестры скоро день рождения, я для нее сделаю».
Для поделок используется всё — сухие листья и цветы, подсолнечные семечки и семечки арбуза и тыквы, палочки корицы, нитки, бумага, бутылочные пробки, баночки из-под детского питания… Из последних, кстати, получились очень симпатичные подсвечники — обмотанные мешковиной и обклеенные пайетками, баночки стали маленьким произведением искусства.
Екатерина показывает бумажную шкатулку с неровной поверхностью. Что это? Оказывается, закрашенные арбузные семечки. «Семечки мелкие, и чтобы их взять и приклеить, детям приходится прилагать много усилий. И фактура семечек разная — гладкие, шершавенькие, колючие… Все это – упражнения на тактильность», – поясняет Екатерина.
Главная задача центра — социализация ребенка с ограниченными возможностями. Дать ему почувствовать, что он не один, что он нужен, полезен обществу, что он многое может.
– Ребенок научится общаться с людьми, поймет, что, если он что-то не может сделать сам, можно обратиться к другим людям, и ему помогут. Он не будет замыкаться в своем недуге, – говорит Екатерина.
Семилетний Марат боится показать, что у него не работает правая ручка — прячет ее под стол, старается отодвинуть занятия с очень мелким материалом, которые требуют участия обеих рук. «Давай мы вместе сделаем, – предлагает инструктор. – Придержи правой ручкой бумажку, а левой крути. Видишь, как у тебя хорошо получается!».
– Надо, чтобы мальчик не замыкался, не стеснялся каких-то своих особенностей и не боялся попросить помощи. Марат с огромным удовольствием вырезает и клеит, – говорит Екатерина.
Конечно, подчеркивают в центре, развитие ребенка с ограниченными возможностями — это большая работа совместно с родителями. «Чтобы родители двигались с нами в одном направлении». Тогда результат не заставит себя ждать.
Ольга Илюшина, мама 7-летнего рыжего непоседы Вовы, с большой благодарностью говорит о занятиях в «Виктории»: «У нас были большие проблемы с моторикой, сына было сложно заставить что-то сделать, чем-то увлечь. Сейчас он с увлечением и вырезает, и клеит».
Иногда Попковой приходится придумать какое-то приспособление, чтобы ребенку было удобно крутить бумажную ленту (квилинг очень нравится детям) или, например, клеить. «Так что, кроме творчества, это еще и головоломка – как приспособить занятие под возможности каждого ребенка. Ребятки очень интересные. Маленький человечек борется со своим недугом. И мы сами учимся у них — как преодолевать трудности», – говорит она.
На стене арт-студии — удивительный зимний пейзаж. Картина сделана из мелких кусочков бумаги. То, что кажется мазками, – мелкие фрагменты страниц рекламных каталогов популярной косметической фирмы. Кропотливая работа одного из воспитанников Екатерины, которой она немножко гордится. «Мальчик был гиперактивный, усадить его за вырезание и подбор цветных кусочков — это требовало времени и усилий», – вспоминает Екатерина. Сейчас Илья уже большой, но контакты с ним и его мамой преподаватель поддерживает.
«Каждый ребенок — радость. Каждого ребенка помню».

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.