Повторение красоты

02.07.2015

Костюм без головного убора — как человек без головы.

Повторение красоты 1Двадцать лет назад инженер Дина Чайникова впервые сшила русский головной убор. С тех пор она пробовала многое в реконструкции исторического костюма — шила сарафаны,  кафтаны, рубахи и даже сапоги. Но по-прежнему самой большой ее любовью остаются старинные русские женские головные уборы: кика, сорока, сборник, кокошник.

– Головной убор — это завершающая доминанта костюма. Без него костюм – не костюм, а просто какая-то одежда надета – и всё, – говорит мастер.
Именно это ощущение – «без головы костюм неполный» – и стало толчком к освоению инженером-электронщиком Диной Чайниковой в 1995 году совершенно новой для нее области навыков и знаний. Пришла она как-то в областной дом народного творчества и увидела выставку народных костюмов. Они висели на плечиках и казались незавершенными. Там не было головных уборов. Пошла с вопросом к зав. отделом костюмов. Та отвечает: «А у нас некому вышивать». Дина предложила: «Давайте я попробую».
Никогда до этого она шитьем и вышивкой не занималась. Если не считать навыков, полученных в детстве от бабушки и мамы: «Мы же все тогда шили-вышивали».
– Попробовала – и захлестнуло! – рассказывает Чайникова. – Сидела ночами в ущерб семье.
Сделала первый головной убор. Дом творчества его купил и попросил еще. Она с удовольствием согласилась. Во-первых, полученные за работу деньги были сопоставимы с месячной зарплатой инженера, а электронная промышленность в городе тогда уже валилась набок. Во-вторых, ей действительно было очень интересно. «Наверно, я почувствовала сигналы свыше: «сиди и занимайся». Полезла в литературу, в библиотеке взяла карты по распространению головных уборов на Северо-Западе (оказывается, есть и такие). Лекала я сама строила. По картинке, по антропометрическим характеристикам (диаметр головы, высота и т.д.). В общем, подошла к вопросу как простой советский инженер», – смеется Дина Константиновна.
Мы говорили с Диной Чайниковой во время ее мастер-класса в детском музейном центре в кремле. Его участниками были три девчушки из Питера и мама одной из них. Так что вопросы задавали и мы, и юные мастерицы.
Повторение красоты 3– Сколько по времени уходит на изготовление одного головного убора?
– Не меньше месяца. По-другому я никак не могу оценить. Нужно все материалы найти, подобрать, купить. И только когда все эти кучки рядом с тобой, можно начинать работу.
На уроке у Дины Чайниковой участницам мастер-класса предстояло познакомиться с техникой бисерного шитья. Вышивка бисером – на плоскости и высокая, объемная — давно использовалась в праздничных костюмах, рассказывает мастер. А также на Северо-Западе России была распространена вышивка речным жемчугом. Но его добыча была делом трудоемким, поэтому, когда на ярмарки стал поступать бисер из Чехии, Германии, крестьяне стали заменять речной жемчуг бисером, и промысел речного жемчуга постепенно угас. Сегодня мастера используют в основном бисер и искусственный жемчуг.
Дина Константиновна демонстрирует свою работу — реконструкция новгородского головного убора 19 века. Форма и рисунок соблюдены. На подлиннике – вышивка натуральным мелким речным жемчугом, здесь — бисером. Высокая вышивка, т. е. все цветочки выпуклые. Мастер рассказывает, как много значил головной убор в русском традиционном костюме, что он мог рассказать о владелице, как украшались головные уборы и с каким тщанием хранились они в семье, передаваемые из поколения в поколение. Демонстрируемый женский головной убор, поясняет она, – для замужних женщин купеческого сословия. «Ой, а можно примерить?».
После примеряшек, во время которых все участницы чуть-чуть почувствовали себя богатыми купчихами, продолжается нанизывание бисера. И разговор.
– На нитку раньше нанизывали или на леску?
– На нитку. Нитки были хорошо скрученные, они держали жемчуг и бисер хорошо. Леску не использовали вообще. Нитку можно навощить воском (свечкой провести) или мокрым мылом, она будет легко проходить в отверстие.
За двадцать лет Дина Константиновна изготовила несколько десятков реконструкций женских головных уборов 17-19 веков: сборник новгородский и вологодский, шапочка белозерская, венец свадебный, коруна с ряской, плачея, каблучок тверской, сорока архангельская, кика новгородская, псковский шишак, кокошник московский… Будничные и праздничные, для девушек и замужних женщин. В их числе – несколько реконструкций головных уборов русского национального костюма из коллекции известной собирательницы предметов старины Наталии Шабельской. Написала и выпустила две брошюры. Имеет звание «Народный мастер РФ».
– Над чем вы сейчас работаете?
– Для Тосненского краеведческого музея делаю костюм кормилицы семьи царя Николая II. Рамки очень жесткие. Долго искала ткани. Сейчас вышиваю головной убор в виде маленького венца, всё в голубых тонах. Потом передник будет. Позже для младенца должна сделать распашонку.
На вопрос, чем различаются женские головные уборы земель Северо-Запада России, мастер говорит, что резко провести границу нельзя. Хотя характерные черты были. Например, псковские шишаки. Шишак — головной убор с объемными украшениями в виде шишек (ватный валик, обтянутый тканью и расшитый бисером), которые символизировали плодородие. С псковскими музеями Дина Чайникова работает плотно.
– Невозможно границу провести, – повторяет еще раз. –  Например, недавно делала каблучок – маленький головной убор в виде усеченного конуса с большим воланом. Он характерен, как мне казалось, для Твери. Но был обнаружен в коллекции княгини Марии Тенишевой, которая занималась собирательством народных раритетов и создала свою школу в Талашкино под Смоленском.
Каблучок носили замужние женщины. Волосы собирались в кичку – «дулю» такую на макушке – и сверху, чтобы было красиво, надевали этот малюсенький головной убор. Спереди на каблучок прикреплялся красивый волан из белого конского волоса с использованием речного жемчуга. «Я плела с использованием бисера. Конский волос нашла с трудом, прислали из Румынии. Была очень рада. Потому что хотелось сделать именно из того материала, который использовался традиционно. Хотя дома, конечно, пахло конюшней», – вспоминает Чайникова.
Технология плетения из конского волоса, как оказалось, была утрачена. Мастеру удалось ее восстановить. Выпустила методическую брошюру «Плетение ряски на конском волосе», дабы знали и другие.
– За двадцать лет я многое изучила, многое знаю. Но все равно мне интересно, – заключает она. – Интересно жить и заниматься этим.
– А в вашей семье кто-то еще занимается вышивкой?
– Да вы что, у меня мальчишки сплошные! Внуки тоже мальчики. Я уже им заказала, чтобы мне правнучку родили.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.