Школа чутких рук

В течение трёх недель студенты будут слушать лекции и делом помогать новгородским реставраторам.

При Центре реставрации монументальной живописи начала работу летняя «Реставрационная школа №1». В первой смене «школьников» – студенты из Санкт-Петербурга, будущие художники-монументалисты из Академии художеств им. И.Е. Репина и реставраторы из Академии художественно-промышленного дизайна им. А.Л. Штиглица.

Поздравляя молодых коллег с началом занятий в школе, руководитель Центра реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова отметила, что наш город является родоначальником  реставрации руинированной монументальной живописи. «И масштабы работ по реставрации руинированной монументальной живописи в Новгороде грандиозные. Нигде в стране таких масштабов больше нет!» – подчеркнула она.
Старейший художник-реставратор Валентина Борисовна Грекова, пришедшая на праздник открытия, рада, что традиция летних работ студентов на реставрируемых объектах имеет продолжение.
– Я имела возможность наблюдать, какое огромное влияние на формирование личности, на формирование отношения к труду, любви к древней нашей культуре оказывали реставрационные практики на тех студентов и школьников, которые приезжали на реставрационные работы в годы восстановления церкви Спаса Преображения на Ковалеве, – говорит она. – Многие ребята ездили по нескольку лет подряд. Некоторые приезжали и зимой, чтобы поработать в мастерской по подбору фрагментов.
По мнению Валентины Борисовны, с созданием Центра летние реставрационные практики смогут превратиться в систематизированные занятия. Что хорошо, поскольку объем работ грандиозный, и силами только профессиональной бригады выполнить их сложно. «Реставрация может растянуться на многие десятилетия. А хочется побыстрее увидеть всё это в восстановленном состоянии».
– Надеюсь, что эта работа увлечет вас так же, как она увлекала ребят в те годы. И даст большие плоды и для вас, и для дела восстановления нашей русской монументальной живописи. Старайтесь! – напутствовала Валентина Борисовна юных коллег.
В программу летней школы, отмечают в Новгородском музее-заповеднике, помимо традиционных лекций включены многочисленные экскурсии и практические занятия на базе памятников новгородской архитектуры. Будущие художники-монументалисты будут работать в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре, в Никольском соборе, церквях Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата на Ручью, Георгия на Торгу. Их задача – копировать фрески в храмах. По итогам смены студенты должны представить выставку своих работ.
– Мне очень интересно. Я хотела бы почувствовать культуру письма, дух этого искусства, – говорит о своих целях на практике студентка третьего курса отделения монументальной живописи Академии художеств Ева Ланцева. – И потом, если будет возможность, тоже поучаствовать в реставрации.
Практикантам-реставраторам предстоит работа в мастерских Центра – разбирать мельчайшие фрагменты фресок Феофана Грека, найденные при снятии полов в алтаре церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 
Лекции по монументальной живописи студентам будет читать старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, доктор искусствоведения Георгий Геров. Также для занятий со студентами в Великий Новгород приглашены из Москвы ведущие специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации: Николай Брегман, который проведет занятия по реставрационной документации, и Наталья Ребрикова с лекциями о биопоражениях монументальной живописи.
В рамках экспериментальной практики студенты совместно с реставраторами новгородского Центра опробуют методику использования лазера для удаления поверхностных загрязнений с монументальной росписи.
– Из какого человека вырастает хороший реставратор?
– Из увлеченного, – отвечает на мой вопрос старейший художник-реставратор Валентина Борисовна Грекова. – Из того, у кого острое в плане восприятия цвета и рисунка зрение. И хорошие руки – тонко чувствующие и умеющие делать очень точные мелкие движения.
В процессе практики, говорит она, эти заложенные от природы свойства тренируются и развиваются. И тогда реставратор может увидеть на крошечном осколке со стены храма «какой-то мазочек кисти, который при общем взгляде или человек не натренированный может и не заметить». Но, конечно, для этого надо приехать в реставрационный центр не единожды.
27 июля в Центре реставрации монументальной живописи начнет работу вторая смена реставрационной школы. В ее составе – две московские группы: из Свято-Тихоновского университета и иконописной школы храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)