Школа чутких рук

09.07.2015

В течение трёх недель студенты будут слушать лекции и делом помогать новгородским реставраторам.

Школа чутких рук 1При Центре реставрации монументальной живописи начала работу летняя «Реставрационная школа №1». В первой смене «школьников» – студенты из Санкт-Петербурга, будущие художники-монументалисты из Академии художеств им. И.Е. Репина и реставраторы из Академии художественно-промышленного дизайна им. А.Л. Штиглица.

Поздравляя молодых коллег с началом занятий в школе, руководитель Центра реставрации монументальной живописи Тамара Анисимова отметила, что наш город является родоначальником  реставрации руинированной монументальной живописи. «И масштабы работ по реставрации руинированной монументальной живописи в Новгороде грандиозные. Нигде в стране таких масштабов больше нет!» – подчеркнула она.
Старейший художник-реставратор Валентина Борисовна Грекова, пришедшая на праздник открытия, рада, что традиция летних работ студентов на реставрируемых объектах имеет продолжение.
– Я имела возможность наблюдать, какое огромное влияние на формирование личности, на формирование отношения к труду, любви к древней нашей культуре оказывали реставрационные практики на тех студентов и школьников, которые приезжали на реставрационные работы в годы восстановления церкви Спаса Преображения на Ковалеве, – говорит она. – Многие ребята ездили по нескольку лет подряд. Некоторые приезжали и зимой, чтобы поработать в мастерской по подбору фрагментов.
По мнению Валентины Борисовны, с созданием Центра летние реставрационные практики смогут превратиться в систематизированные занятия. Что хорошо, поскольку объем работ грандиозный, и силами только профессиональной бригады выполнить их сложно. «Реставрация может растянуться на многие десятилетия. А хочется побыстрее увидеть всё это в восстановленном состоянии».
– Надеюсь, что эта работа увлечет вас так же, как она увлекала ребят в те годы. И даст большие плоды и для вас, и для дела восстановления нашей русской монументальной живописи. Старайтесь! – напутствовала Валентина Борисовна юных коллег.
В программу летней школы, отмечают в Новгородском музее-заповеднике, помимо традиционных лекций включены многочисленные экскурсии и практические занятия на базе памятников новгородской архитектуры. Будущие художники-монументалисты будут работать в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре, в Никольском соборе, церквях Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата на Ручью, Георгия на Торгу. Их задача – копировать фрески в храмах. По итогам смены студенты должны представить выставку своих работ.
– Мне очень интересно. Я хотела бы почувствовать культуру письма, дух этого искусства, – говорит о своих целях на практике студентка третьего курса отделения монументальной живописи Академии художеств Ева Ланцева. – И потом, если будет возможность, тоже поучаствовать в реставрации.
Практикантам-реставраторам предстоит работа в мастерских Центра – разбирать мельчайшие фрагменты фресок Феофана Грека, найденные при снятии полов в алтаре церкви Спаса Преображения на Ильине улице. 
Лекции по монументальной живописи студентам будет читать старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, доктор искусствоведения Георгий Геров. Также для занятий со студентами в Великий Новгород приглашены из Москвы ведущие специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации: Николай Брегман, который проведет занятия по реставрационной документации, и Наталья Ребрикова с лекциями о биопоражениях монументальной живописи.
В рамках экспериментальной практики студенты совместно с реставраторами новгородского Центра опробуют методику использования лазера для удаления поверхностных загрязнений с монументальной росписи.
– Из какого человека вырастает хороший реставратор?
– Из увлеченного, – отвечает на мой вопрос старейший художник-реставратор Валентина Борисовна Грекова. – Из того, у кого острое в плане восприятия цвета и рисунка зрение. И хорошие руки – тонко чувствующие и умеющие делать очень точные мелкие движения.
В процессе практики, говорит она, эти заложенные от природы свойства тренируются и развиваются. И тогда реставратор может увидеть на крошечном осколке со стены храма «какой-то мазочек кисти, который при общем взгляде или человек не натренированный может и не заметить». Но, конечно, для этого надо приехать в реставрационный центр не единожды.
27 июля в Центре реставрации монументальной живописи начнет работу вторая смена реставрационной школы. В ее составе – две московские группы: из Свято-Тихоновского университета и иконописной школы храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках.

Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.