Звено доверия

Отделы-центры по работе с населением по месту жительства должны развиваться — это непреложно. Но как именно?

В отличие от всех других структурных подразделений городской администрации, где четко указываются часы приема граждан, двери отделов-центров по работе с населением по месту жительства открыты всегда, при необходимости и во внерабочее время, когда, к примеру, проводятся публичные слушания. Таких мини-мэрий по городу 8, плюс администрации микрорайонов Волховский и Кречевицы. Их главное предназначение – держать руку на пульсе проблем территорий и помогать горожанам их решать.

Мини-мэрии появились у нас 10 лет назад благодаря французскому городу Страсбург, предложившему на европейские деньги по программе IBPP «Поддержка гражданского общества и местных инициатив» эксперимент по развитию местного самоуправления в Великом Новгороде. Суть его – максимально приблизить власть к жителям, выстроить модель их взаимодействия. И чтобы для решения проблем в конкретном доме, дворе, микрорайоне не приходилось искать нужного чиновника и не высиживать часами, дожидаясь очереди к нему, а можно было бы быстро получить нужный ответ на свой вопрос. Так, во всяком случае, делает 70% населения Страсбурга через квартальные мэрии. 
Новгородский эксперимент совпал с началом реформирования системы местного самоуправления по 131-ФЗ, которое, как мы видим, все еще продолжается, и, естественно, хочется, чтобы прежде всего было выстроено это начальное звено пирамиды власти. Как именно – делились мнениями участники «круглого стола», организованного Думой Великого Новгорода.
Константин ДЕМИДОВ, заместитель председателя Думы Великого Новгорода: «Мы сейчас работаем над возможностью изменения структуры Администрации, чтобы она была более открытой и понятной людям. Так родилась идея, чтобы вопросы местного самоуправления (сейчас они в ведении комитета муниципальной службы, что, наверное, не совсем правильно) подчинить какой-то отдельной структуре. Второе — создать координационный совет — совещательный орган при Думе, который мог соотноситься с тем органом, который будет в администрации. Так обе ветви власти смогут действовать не параллельно друг с другом, а в тесном взаимодействии.
Третье — существенно повысить роль отделов-центров по работе с населением по месту жительства. Это хорошая форма взаимоотношения с людьми, к сожалению, их функции, полномочия  и  место в структуре органов местного самоуправления оказались размыты.
 Самоуправление состоит из двух слов: само и управление. То есть это дело, которое строится самими людьми, чтобы самому управляться на своей территории. На самом низовом уровне самоуправление уже давно существует, это старшие по домам, председатели ТСЖ, председатели советов многоквартирных домов, то есть те люди, которые обличены доверием со стороны собственников. Но они выбраны по Жилищному кодексу, определившему полномочия этих людей как представителей собственников, призванных решать вопросы исключительно владения и пользования общим имуществом многоквартирных домов. Если смотреть с позиций 131-ФЗ по местному самоуправлению, они как бы не ко двору. Вот и надо отрегулировать все эти вопросы взаимодействия органов власти с населением, начиная с отделов- центров, которые  должны более активно влиять на жизнь в городе».
Дмитрий ТРОФИМОВ, депутат Думы Великого Новгорода: «Это, считаю, издержки переходного периода. Отделы-центры в глазах населения должны стать властным институтом, способным на что-то влиять. С этой точки зрения, например, составление протоколов на автомобилистов, нарушающих правила парковки, что с недавнего времени вменено в обязанности отделов-центров, даже и неплохо – есть результат. И все инициативы со стороны отделов-центров не должны оставаться без внимания администрации, и чтобы население это чувствовало. Но важно четко выделить, какие функции должны выполнять отделы-центры».
Татьяна КОНСТАНТИНОВА, представитель микрорайона: «У нас в Деревяницком микрорайоне около 9 лет работает совет общественности, с отделом-центром тесная связь по всем вопросам. Многое делается по благоустройству. Другое дело, видишь, какая у них загрузка,  приходится отвлекаться на составление протоколов, это большая и кропотливая работа».
Ксения КОПТЕВА, заведующая отделом-центром «Западный»: «По Жилищному кодексу все отдано в руки собственникам, а собственники разуверились в том, что их проблемы могут быть решены. Моя цель – убедить жителей в обратном. Недавно у нас появился первый в Западном районе ТОС, и уже есть результаты его работы. Чем больше людей объединяются для решения проблем своей территории, тем быстрее это получится.
Полномочий для оказания такой помощи отделам-центрам хватает. Активность населения обуславливается результатом их деятельности. Как только они видят, что проблема их решается, повышается активность».
Елена МИХАЙЛОВА, депутат Думы Великого Новгорода: «Не хватает какого-то проекта, по которому можно было бы судить об эффективности работы мини-мэрий. Таким проектом могла бы быть работа по организации скверов. Сейчас городским комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов составлен перечень парков и скверов, и можно было бы с помощью мини-мэрий инициировать работу по обустройству зеленых уголков. Я регулярно провожу приемы граждан на базе мини-мэрии и вижу, как специалисты, работающие здесь, умудряются людям помочь по таким вопросам,  с которыми в одиночку не выходишь, состаришься и поседеешь. Хотелось, чтобы активность проявлялась в том, чтобы разовый случай возводить в системный эффект. Хорошо бы создать базу готовых рецептов – открыть страницу на сайте мэрии в формате «Как сделать то-то. Из опыта мини-мэрии…»
Николай ГРАЖДАНКИН, экс-мэр Великого Новгорода: «Когда 10 лет назад мы создавали отделы-центры, перед ними были поставлены одни задачи, но они со временем меняются. Считаю, надо создать рабочую группу, которая внимательно посмотрела бы полномочия мини-мэрий, если не хватает – добавить, учесть все пожелания руководителей комитетов, депутатов, представителей общественности; посмотреть, как здесь предлагалось, и возможность небольшого финансирования, чтобы руководитель отдела-центра чувствовал себя хозяином территории и мог оперативно решать вопросы по ее содержанию».
Институт мини-мэрий как важное звено в общении власти с горожанами прижился в городе, его надо сохранить, но делать более эффективным, а значит, думать о дальнейшем развитии – главный итог встречи. Каким путем? За основу принята схема, представленная городским комитетом муниципальной службы, а дальше – поможет координационный совет, создание которого поддержали участники «круглого стола».

Светлана АНТОНОВА