Годы 1961 – 1967. Время «оттепели»

27.08.2009

Наступившее в 1960-е годы «потепление» в политическом климате страны отозвалось в Новгороде не только партийными призывами о возвращении к ленинскому курсу социализма, но и общим оживлением культурной жизни, проявлением маргинальных, то есть живущих «на полях» общества, людей.

К их числу можно отнести художника Семёна Пустовойтова, поселившегося в Новгороде с 1951 г. и избравшего объектом творческого поклонения новгородские храмы, всё ещё раздражавшие безбожную власть. Не менее независимо и аполитично вели себя многие новгородские реставраторы и музейщики, с невероятным упорством и определённым риском предававшиеся изучению и сохранению церковной архитектуры и, говоря шире, духовной культуры русского народа дореволюционной поры.

Под натиском советской интеллигенции, в среду которой в то время влились такие крупные учёные и деятели культуры, как Дмитрий Лихачёв, Николай Воронин, Леонид Леонов, Георгий Свиридов, Борис Пиотровский и многие другие, в 1966 году в Советском Союзе появилась по-настоящему действенная общественная организация – Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В воззвании учредительного съезда ВООПИиК говорилось: «Пропаганда памятников культуры должна заключаться в том, чтобы народ понял, что он хозяин этих ценностей, что он должен их беречь. Нужно помочь осознать ценность этих сокровищ, воспитать в народе горделивое чувство, кровную связь с творцами этих сокровищ, рассказать о значении и красоте памятников, вести их пропаганду». Легче всего реализовывать такую программу было в Новгороде — городе масштабных археологических раскопок и уникальных реставрационных работ.

Шестидесятые

Годы 1961 – 1967. Время «оттепели»Вызванный празднованием 1100-летнего юбилея города всплеск интереса к истории и культуре Новгорода продолжал набирать силу и в 1960-е. Этому способствовало появление новых средств пропаганды: с 1960 года в городе начала вещание на ультракоротких волнах радиостанция «Новгород», а количество точек радиотрансляции достигло к 1964 г. 16,3 тысячи. Рядом с Ярославовым Дворищем в небо взметнулась 160-метровая ажурная телевышка, а количество телеприёмников у горожан к середине 1960-х достигло 10 тысяч. Благодаря проложенной кабельной магистрали Москва –Ленинград «по ящику» можно было смотреть не только столичные программы, но и получать «картинку» из Ленинграда, Киева, Риги, Таллина и даже из некоторых городов Западной Европы.
Расширилась и сеть кинотеатров: к июню 1963 года их стало три, причём новёхонький кинотеатр «Россия» был в диковинку – широкоэкранный. Большим спросом у новгородцев пользовался театр, разместившийся в здании бывшего Епархиального дома (совр. филармония). Там же в Кремле, в бывшей церкви Входа в Иерусалим разместились правление и лекционный зал Всесоюзного общества «Знание».
У областного руля власти в те годы встал новый человек – Владимир Николаевич Базовский. До того, как занять пост первого секретаря обкома партии, он успел повоевать на фронтах Великой Отечественной, поработать в партийной организации Ленинграда и в аппарате ЦК КПСС. Базовский возглавлял область до 1972 года и оставил о себе хорошую память как грамотный руководитель и порядочный человек. Впоследствии он служил послом в Болгарии, Венгрии, возглавлял Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР.
Прошедшее в 1965 году празднование 20-летия Победы стало новой традицией широкого народного праздника «со слезами на глазах». К этому дню в Новгородском кремле загорелся «Огонь вечной славы», а на только что построенном химическом комбинате «Азот» под руководством Николая Орлова появился первый поисковый отряд «Сокол», занявшийся нелёгкой и всё ещё неофициальной миссией сбора останков сотен тысяч красноармейцев, оставшихся в новгородской земле после войны.
Ликвидация тяжёлых последствий войны велась и на других направлениях. С 1962 года реставраторы приступили к сбору фрагментов фресковой живописи из руин церкви XIV века Спаса на Ковалёве. Первые опыты показали, что значительное количество композиций поддаётся склеиванию, и с тех пор восстановление фресок стало неотъемлемой частью работ по спасению новгородского культурного наследия. За прошедшие десятилетия удалось собрать многие живописные образы из Ковалёвской церкви, Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, а заодно и обессмертить имена тех, кто занялся этим благородным трудом в далёкие 1960-е, как, например, Александр Петрович Греков.
В 1966 году город постигло серьёзное стихийное бедствие: после многоснежной зимы и быстрой весны Волхов поднялся до отметки 22 метра и затопил берега. Вода плескалась у стен Кремля, на Ярославовом Дворище, заливала цеха полупроводникового завода, не слишком умно построенного на самом берегу Торговой стороны. Три дня Волхов вообще тёк вспять, словно вспоминая древние летописные времена.

 

Деревянное зодчество

Годы 1961 – 1967. Время «оттепели»В 1960-х в южных окрестностях Новгорода появился новый музейный объект, без которого сейчас уже немыслимо полноценное знакомство с нашим городом. О создании музея народной новгородской архитектуры специалисты начали говорить ещё в конце 1950-х, предлагая установить некоторые уцелевшие деревянные храмы, часовни и избы в южной части Кремля. Тогда эта форма сохранения хрупкого деревянного наследия Руси начала набирать популярность в музейных проектах Костромы, Суздаля, Архангельска, Иркутска. Появился и музей «Кижи», задавший тон в реставрационном деле.
Первый вариант показался новгородцам неудачным из-за недостатка площади в Кремле. И тогда появилось другое решение: отвести под новый музей 50 га земли на так называемой Орловской мызе в южных окрестностях города, возле Юрьева монастыря. Правительственное решение о создании нового музея появилось в январе 1964 г., а уже в июне того же года городской Совет депутатов трудящихся утвердил принципы создания заповедника образцов народного деревянного зодчества.
К нашему общему счастью, заниматься созданием музея поручили Леониду Красноречьеву, тверичу по месту рождения, но новгородцу по духу. Его знаниям плотницкого мастерства, упорству в работе и твёрдости в выполнении намеченных планов уже тогда не было равных. Ещё в 1959 году он начал вынашивать идею такого музея и разработал в кратчайшие сроки талантливый и одновременно скрупулёзный проект «Витославлиц». Этому названию около тысячи лет, поскольку село с таким именем, стоявшее на месте нынешнего музея, впервые упоминается ещё в 1130-е годы.
Первым объектом музея стала церковь Успения Богородицы из поозерского села Курицко, датируемая концом аж XVI века! Её шатровый контур закрепил визуальный образ будущего музея и стал настоящим украшением южной новгородской округи. С тех пор музей заполнился храмами, избами, мельницами и амбарами со всей Новгородской области, но и до сих пор от намечавшихся 70 построек сохранено не более половины. К сожалению, многие потенциальные объекты музея сгнили и разрушились в обезлюдевших деревнях и сёлах Новгородчины, но то, что удалось сделать Красноречьеву и его последователям, хранит для потомков наглядные образцы и родные традиции тысячелетней жизни русского народа.

 

«Новое и старое»

1967 г. – «Новое и старое живут рядом. В соборе Софии («премудрости божией»), видимо, единственном каменном здании XI века из сохранившихся на территории РСФСР, автоматы следят за работой станции кондиционирования воздуха. На поросшем соснами островке, где в незапамятные времена славяне-язычники приносили жертвы громовержцу Перуну, шумит туристский лагерь. Под куполом собора Николы на Ярославовом Дворище разместился планетарий. Рабочие завода стеклотканей обедают в древней монастырской трапезной… Парни и девчата в овеянном легендами Юрьеве монастыре учатся специальностям электромонтажников, сборщиц и токарей… Бывшая Петербургская, ныне Ленинградская, улица стрелой нацелена на Софийский собор – таков был замысел прежних строителей. А перспективу проложенного на пустыре проспекта Карла Маркса замыкает с одной стороны новый вокзал в древнерусском стиле, с другой – широкоэкранный кинотеатр «Россия», по обе стороны от которой средневековый городской вал.
Кажется, историей напоен сам воздух Новгорода…»

Г. Нарышкин.
Из текста к фотоальбому «Новгород»

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.