Парковочная «межа»

С начала года городской административной комиссией рассмотрено 557 протоколов за нарушение правил парковки. Но решается ли проблема одними наказаниями?

Заседания городской административной комиссии, которой дано право рассматривать протоколы, составленные на нарушителей порядка в городе, и выносить наказание, проходят еженедельно. Из 30 материалов, представленных на очередное, 24 – по парковкам автомобилей в неположенных местах. Не положенные — это тротуары, газоны, детские площадки.

«Запрещается: движение, стоянка транспортных средств на газонах, прочих озелененных территориях, тротуарах, пешеходных дорожках, детских, спортивных и хозяйственных площадках, на территориях парков, скверов, бульваров, учреждений здравоохранения, образования, культуры, спортивных учреждений и сооружений, в проходных арках домов, местных проездах». (Из п.14.6 Правил благоустройства на территории Великого Новгорода).
...Зеленой зоной назвать территорию возле дома №11 по ул. Свободы сложно – трава вытоптана и выбита колесами не одной машины. В том числе и  старенькой «семерки», хозяин которой получил приглашение на административную комиссию. «Обычно ставлю машину на дороге между подъездами, но в тот раз, когда составили протокол, все места оказались заняты, вот и пришлось на газон...Виноват, признаю». Такая же ситуация у Вячеслава, но уже в другом районе города, в конце ул. Псковской, и у Ксении по ул. Октябрьской, и у других, которым за нарушение правил благоустройства придется отвечать рублем.
На административной комиссии их встречают с полным пакетом доказательств – протоколом, составленным по итогам ежедневных обходов территорий, фотофиксацией нарушения, подтверждением из ГИБДД о факте владения авто. Но есть случаи, когда протокол составляется по сигналу жильцов, права которых на комфортную и безопасную окружающую среду нарушаются стихийными парковками под окнами, на тротуарах, перед дверью подъезда. У каждого из нарушителей свои оправдания – кто-то спешил в больницу и «совсем на чуть-чуть» поставил машину на траву, кто-то поздно вернулся домой и не нашел другого места для парковки, кто-то, как молодая девушка Настя, «видела, что на тротуар ставлю, но насмотрелась на плохие примеры других и припарковалась там, где мне было удобно»... Но городские правила благоустройства для всех едины: зеленая зона, тротуар – не место для парковки авто, нарушил – по областному закону штраф от 3 до 5 тыс. руб. К слову, эти деньги попадают в местный бюджет и идут на благоустройство, в том числе на компенсацию ущерба, который наносят городу незадачливые водители.
Факт нарушения приглашаемые на комиссию признают, но тут же звучит вопрос: «А где парковать машины? Мест возле дома не хватает». Говорят, даже до драк и разбивания стекол доходит...
Специалисты мэрии не раз объясняли, в том числе на страницах нашей газеты: если большинство собственников многоквартирного дома хотят организовать во дворе парковку – надо это решение подтвердить протоколом общего собрания, провести межевание участка, узаконить его, обустроить территорию. Можно полностью за счет собственников, можно привлечь спонсоров, а можно через муниципальную программу по благоустройству дворов, включая парковки. Правда, возможности бюджета на эти цели год от года все скромнее.
Учитывая растущую транспортную нагрузку на город, городской комитет архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов подготовил перечень из более чем 300 позиций – это территории для устройства парковок и стоянок, а также участки дорог, которые возможно расширить. Как писала наша газета полгода назад, пообъектно этот перечень обсуждался на городской технической комиссии и положен в основу муниципальной программы по парковкам, разработка которой завершается. Но прежде всего должен быть определен порядок установки парковочного пространства (в том числе на платной основе) с проведением оценки регулирующего воздействия. «Такая процедура сейчас как раз и проводится. Только после этого пакет документов будет вынесен на утверждение городской Думы, рассмотрение планируется в сентябре-октябре», – говорит начальник городского управления по транспорту и связи Игорь Попов. И добавляет, что существующих автостоянок достаточно, они загружены примерно на 60%, это показали проверки, проведенные при подготовке упомянутой программы. Так что водители смело могут использовать 40% «вакантных» автомест, а не залезать на газоны. Но программой предусмотрено открытие и дополнительных площадок для организации платных стоянок, чтобы автовладельцам было удобно и они не создавали проблем для других и не нарушали их законные права на благоустроенную территорию у дома.  Административные наказания – один из способов подтолкнуть водителей находить цивилизованные пути для парковки своего авто, а не создавать неудобства для окружающих.
Но вместе с парковками во взаимоотношениях «человек – автомобиль» соседствует и тема «сквозных» проездов. Ее очень хорошо понимают жильцы многоквартирных домов, через дворы которых можно добраться до соседнего дома, школы или магазина. Но самое большое неудобство, когда автомобилисты рассекают двор, сокращая время и дорогу. Жалоб такого рода полно и в мэрии, и у депутатов, и в ГИБДД, и в прокуратуре. Люди не понимают, почему они должны терпеть такие неудобства – это раз, а другое – почему проезд такого двора они должны ремонтировать за свой счет.
Евгений КУЗИКОВ, заместитель председателя Думы Великого Новгорода:
«Вместе с городским комитетом архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов мы не раз обсуждали эту проблему. Выход пока один – надо вернуться к схеме межевания, при которой главное было нарезать участки и отмежевать так, чтобы как можно больше площадей отошли управляющим компаниям и ТСЖ. Нарезали и что? Теперь город не может вкладывать деньги в ремонт проездов, потому что это в соответствии с планом межевания территории многоквартирных домов. А дома, вернее, собственники жилья, проживающие в них, не берут в собственность эти площади и, соответственно, официально их не регистрировали, потому что за оформление надо платить, и потому что им эта территория, по которой все разъезжают, не нужна. В результате они тоже не вкладывают деньги в ремонт и обустройство двора, поскольку считают, что это не их. И все эти территории по сути дела являются брошенными, и это одна из основных проблем по благоустройству дворов. Хотя в бюджете есть деньги на ремонт дорог внутри дворов и они распределены по депутатским округам в соответствии с заявками депутатов. Но вот парадокс: при наличии средств их невозможно использовать, потому что территории не муниципальные, а отмежёванные в пользу собственников, поэтому каждый дом должен проводить свой конкурс. Проблема и в том, что подрядчикам неинтересны такие конкурсы – цена вопроса небольшая, так что резона особого нет загонять дорожную технику на крохотный участок. Провести конкурс на всю сумму невозможно – территории не в ведении муниципалитета. В результате дырки на дорогах остаются, остаются и деньги на их ремонт. Ничего хорошего ни для жителей, ни для депутатов, которым отвечать перед жителями за исполнение их наказов. Но если собственники жилья считают, что прилегающая территория должна полностью принадлежать их дому, и есть такая возможность ее содержать, они должны официально обратиться в профильный комитет с соответствующим решением общего собрания».
Председатель городского комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Евгений ЖИЛИН: «Это как раз та ситуация, когда, считаю, надо пересмотреть свои решения и принять правильные, которые бы помогали в создании комфортной среды. Специалисты комитета проанализировали в первую очередь те кварталы, где расположены детские сады и школы, посмотрели подъездные пути к ним и подготовили схемы, чтобы исключить  из придомовых территорий внутриквартальные проезды и передать на содержание муниципалитета. По сути дела, это территории общего пользования. В сентябре будем объявлять конкурс на выполнение работ по корректировке планов межевания, изменения будут касаться практически всей городской территории, спорных вопросов, куда отнести тот или иной участок и кто за него будет отвечать, – масса. Обязательно будем учитывать многочисленные обращения горожан, просьбы депутатов и делать так, чтобы городская среда была удобной для всех. Средства на проведение работы по корректировке межевания есть».

Светлана АНТОНОВА
Фото из архива