…И только 10%
В рейтинге качества и доступности поликлинической помощи свою оценку может дать любой житель Великого Новгорода.
Чуть больше месяца назад местные СМИ со ссылкой на федеральные информагентства распространили сообщение о том, что новгородские поликлиники получили худший рейтинг по России. Следом пошли разъяснения департамента здравоохранения региона, что новость подана некорректно, что выхваченный показатель касался самостоятельных взрослых поликлиник, имеющих организационно-правовую форму юридического лица, а таких в области одна, в Новгородском районе.
Тем не менее, осадочек, как говорится, остался, поэтому редакция газеты «Новгород» решила выяснить, какое же место в общероссийском независимом рейтинге занимают поликлиники Великого Новгорода.
Заходим в интернет, в поисковике набираем «Поликлиники России», следом выдает «Качество медицинской помощи», находим свой регион, смотрим – ГОБУЗ «Центральная городская клиническая больница» – индекс 8,265, если сравнивать со среднероссийским, а он 7,2, получается, у нас один из самых высоких.
Это исследование – пилотное, подготовлено Российским агентством медико-социальной информации при поддержке Минздрава. Подобные проекты, как считают его организаторы, создают ориентиры, позволяющие человеку, который рассчитывает на получение качественной и доступной медицинской помощи, сделать обдуманный выбор в пользу того или другого учреждения. Оценку выводили по 44 критериям. Один из основных показателей – среднее число пациентов, приходящееся на одного врача, доля врачей, имеющих квалификационные категории, широта охвата профилактическими мероприятиями, число вызовов скорой помощи, а также наполненность сайта медучреждения необходимой информацией и количество жалоб населения. Кроме того, в рамках проекта запущено народное голосование, так что любой из нас может отдать свой голос в пользу того или иного медучреждения, куда пришлось обращаться за помощью.
«Все три городские поликлиники (говорим только про взрослые) – не самостоятельны. Они входят в структуру государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница». Все они работают как лечебно-профилактические учреждения и выполняют возложенные на них функции – оказание медицинской помощи в рамках региональной программы госгарантий по участковому территориальному принципу, который никто не отменял и который является основным. А также мероприятия по диспансеризации и профилактике», – говорит заместитель главного врача ЦГКБ Виолетта Костыркина.
По данным Росстата, в Великом Новгороде за январь – июль этого года умерли 1814 человек, более половины – от болезней системы кровообращения, показатель выше среднероссийского. Хотя и в других городах такая же проблема, и не случайно этот год Минздрав объявил годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Задаю простой вопрос: способна ли медицина помочь горожанам сохранить здоровье и как следствие жизнь. Виолетта Валерьевна не сомневается, но делает акцент – при условии, если сам человек дорожит своей жизнью и бережет свое здоровье.
«Один из самых важных моментов – это прохождение диспансеризации, чтобы не пропустить опасные симптомы и не допустить, к примеру, сосудистой катастрофы, – говорит она. – По последним данным, только 8500 человек прошли диспансеризацию, а это менее половины взрослого населения Новгорода от намеченного к диспансеризации в этом году, остальные, видимо, считают, что это ерунда, – делится наша собеседница. – На самом деле, диспансеризация, появившаяся в СССР, признана лучшей формой профилактики и выявления заболеваний на ранней их стадии. К счастью, сейчас эта система возрождена. Если ваш возраст делится на 3 – 33, 36, 39 и так далее лет, пожалуйста, мы приглашаем в поликлиники, где можно пройти необходимое обследование. Это флюорография (исключаем туберкулез), ЭКГ – показывает, есть ли сосудистые нарушения, анализы, по которым можно проследить на ранней стадии изменения в организме, присутствие воспалительных процессов, степень риска развития сердечно-сосудистой патологии. По последней категории потенциального заболевания надо быть особенно внимательными. Если почувствовали какие-то симптомы, совет один – не сидеть и не ждать чуда, а сразу к врачу. Сейчас многие на дачах, копают до последнего, а потом, когда так называемое «терапевтическое окно» упущено, клиническая картина может быть иной, и лечение не всегда может дать положительный эффект».
Диспансеризация проводится во всех поликлиниках города бесплатно, при посещении специалистов дается так называемый «зеленый коридор».
Но бытуют разговоры о том, что в медицине за все надо платить. «У нас из платных услуг 85% приходится на проведение профилактических медосмотров – по Трудовому кодексу работодатели обязаны обеспечить обследование своих работников. 5-10% платных услуг приходится на осмотры специалистов для медицинских справок при получении прав на управление транспортом, на владение оружием и так далее. И только оставшиеся 5 % составляют платные услуги, когда человек желает получить консультацию по собственной инициативе и готов оплатить ее. Например, ему положена ЭКГ, но там запись на неделю вперед, а он хочет срочно, и такая возможность официально предоставляется», – разъясняет Виолетта Костыркина.
Сейчас в поликлиниках города созданы все условия для оказания медпомощи – по программе модернизации почти все учреждения ЦГКБ отремонтированы, оснащены современным оборудованием, создана система доступной записи на прием.
Но проблемы есть, особенно с кадрами. Остро не хватает врачей узких специальностей и участковых, среднего медперсонала. Казалось бы, есть свой мединститут… Но редко кто приходит в городские поликлиники и больницы – то не устраивает зарплата, то нагрузка, с которой приходится работать, в том числе и психологическая. «На приеме у врача большинство людей и так-то, по состоянию своего здоровья, настроены негативно, ведут себя подчас несдержанно, выплескивают на врача свои проблемы, в которых он совершенно не виноват… Давайте будем терпимее друг к другу и к врачам тоже. И берегите свое здоровье!» – таким вот словом-обращением к горожанам завершила свой комментарий заместитель главного врача ЦГКБ.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 50% здоровья человека и продолжительность его жизни зависят от образа жизни, который он ведет, и питания, 20% – от условий окружающей среды, 20% – от наследственности и лишь 10% – от уровня медицинской помощи.
Ежедневно в три взрослые поликлиники ЦГКБ приходят до 1800 человек, более 90% новгородцев обращаются в государственную поликлиническую сеть. Поддерживать им здоровье помогают 243 врача и почти 400 фельдшеров и медсестер.
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)
Комментарии
Во взрослых поликлиниках рай просто по сравнению с нашими детскими новгородскими поликлиниками. Стандартная выдача справок. Речи о лечении, не может и быть. Мой пример из последнего похода к нашему участковому. Медсестра куда то вышла. Заходим. Я — мы за справкой в садик после бронхита.
Врач — Ищите карточку, я пока посмотрю ребенка. Ищу. за спиной слышу ее слова. — Так, горло красное, нос заложен. Ну ка пошмыгай. Так, сейчас что-нибудь выпишем. Можно антибиотик.
Я — так мы вчера закончили принимать амоксиклав.
Врач — ааа, тогда это значит проходит у него. Выпишем справку. Ужас! Мы рожаем нашей стране! Я многодетная мама. На выживаемость что ли рожаем? Кто то хоть выживет после такой медицины. Я согласна на митинг, не знаю, пикет. но надо что то менять!
Ничего в наших поликлиниках не изменилось. Как раньше бесконечные очереди были, так и сейчас. Чем и вынуждают нас идти в коммерческие поликлиники. 5% — это платные услуги, видимо, в государственных поликлиниках. А сколько людей лечится в коммерческих мед.центрах?
На физиопроцедуры не взяли, т.к. направление было не от поликлинического лора, а от коммерческого. Предложили проходить процедуры платно. При этом даже за деньги нужно было отсидеть очередь к физиотерапевту из 16 человек. Хотя по закону обязаны принять бесплатно с направлением от любого врача при наличии полиса ОМС. Полис у меня был и даже электронная карта заведена.
Единственное улучшение по сравнению с прошлыми годами — работники регистратуры перестали хамить, стали вежливыми и приветливыми.
В целях «дальнейшего повышения качества обслуживания» была создана «доступная запись на прием» в рамках которой отменена недавно заведенная запись на прием по интернету и время записи перенесено на 10 часов. Теперь минимум на полдня надо отпрашиваться с работы, а если не удалось записаться сразу, повторять можно неограниченное количество раз. Не всякий работодатель на это согласится. Мне нравиться поведение руководителей, которые умеют переводить разговор на удобные темы. В статье все было сведено на профилактику. Я уже свои болячки знаю и мне периодически надо записываться на прием, а вот с этим стало намного хуже, и не надо ссылаться на то, что якобы половина записавшихся не приходит. Цель проводимых реформ вижу в том, чтобы сократить количество обращающихся в поликлинику.
Упомянутая диспансеризация — чистая профанация. Я за пять лет прошла три диспансеризации (от организации и по году рождения). И всегда чувствовалось, что это лишь для галочки, лишь бы «прокрутить» выделенные средства. На жалобы ни один врач не обратил внимание. В итоге в заключении было написано «здорова». Но после скандала я всё же получила направление на дополнительное обследование, где было выявлено заболевание. В этом году сама врачу говорю:»у меня такое-то заболевание», в ответ слышу: «это не по профилю диспансеризации». И опять в заключении — здорова.
Реагируют только если глюкоза или холестерин зашкаливает.