Человек и машина: движение по встречной

17.09.2015

Материал в нашей газете «Парковочная «межа» вызвал горячий отклик среди читателей. Проблема, куда пристроить свой автомобиль, беспокоит не только жильцов кварталов с устоявшейся планировкой, но и будущих новосёлов.

Человек и машина: движение по встречной 1Этот снимок наш фотокорреспондент сделала в новом квартале Псковского микрорайона. Кажется, машины стоят друг на друге. Таким ли хотели видеть свой двор новоселы, когда получали ключи от квартир? Но ведь одно дело посмотреть на фото, а другое – каждодневно жить с таким автопейзажем.

Об этом и в письме Почетного гражданина Великого Новгорода, члена городского градостроительного Совета, члена Союза архитекторов, заслуженного строителя России Евгения АНДРЕЕВА:
«Жилищный кодекс дал право самим жильцам определять решением собрания, иметь или не иметь автостоянку во дворе и в каком количестве, исходя из норм проектирования. Во дворах старого жилого фонда (где позволяет юридически закрепленная и отмежеванная территория дома) оборудованы места хранения, благоустроены детские и спортивные площадки и другие элементы дворовой территории. А если территория дома мала – ищи место на платной автостоянке. Их же на территориях массового жилого фонда практически нет, да и желающих строить такие объекты не видно. Вот и стоят авто днем и ночью, летом и зимой на проезжей части улиц. Это в старом жилом фонде, в новых районах еще хуже. К примеру, застройка Псковской улицы, нечетная сторона. «Квартира комфортная, а двора нет, – говорят жильцы. – Рано приедешь с работы – утром не выедешь, поздно приедешь – во двор не въедешь». А каково обслуживать такие дворы спецслужбам города?
Сегодня в городе на 5 квартир реально приходится уже 4 автомашины. Обсуждался вопрос создавать на три новых квартиры два машино-места, с этим вроде бы все согласились, но в решении Думы, принятом в конце прошлого года, норма – одно машино-место на две жилые единицы. При этом (цитирую) «допускается размещение 25% от требуемого количества машино-мест для постоянного хранения легковых автомобилей для многоквартирных домов на прилегающих территориях общего пользования, за исключением магистральных улиц». Выходит, если у автовладельца нет постоянного места хранения своего авто, можно занимать прилегающую территорию общего пользования – площади, проезды, скверы и улицы.
Кроме того, считаю, что для исправления сегодняшней ситуации срочно необходимо депутатам отменить поправку о 25%, а ввести норму из расчета два машино-места на три квартиры на отмежеванной под жилой дом территории. Еще предлагаю исключить надуманные, считаю, и ничем не обоснованные «коэффициенты» и взамен них восстановить прежние нормы отмежеванной под дом территории – не менее 74 кв. м на одну квартиру жилого дома до 5 этажей и не менее 54 кв. метров земли – на дома большей этажности. Для создания комфортной среды в микрорайонах-новостройках необходимо ввести и минимальную норму озеленения двора. Необходимо запретить комиссии по землепользованию и застройке предоставлять разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения количества парковочных мест на земельных участках многоквартирных домов и объектах нового капитального строительства, прикрываясь при этом публичными слушаниями, на которых, как правило, кроме заинтересованных представителей инвесторов, выдающих себя за представителей общественности, никого больше не бывает. Выдавая такие разрешения, комиссия удовлетворяет корыстные запросы инвесторов, но никак не защищает интересы будущих жильцов и не способствует улучшению среды проживания новгородцев».
Человек и машина: движение по встречной 3Председатель городского комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов Евгений ЖИЛИН, которому мы адресовали перечисленные вопросы, пояснил следующее:
«Далеко не все горожане согласны с тем, что надо увеличивать количество парковочных мест во дворах. Немало тех, у кого нет машины, и они категорически против того, чтобы машины стояли под окнами. В наш комитет поступает масса обращений с просьбой защитить дворы от транспорта, отдать их под места отдыха, чтобы там играли ребятишки, были детские или спортивные площадки, скамейки и клумбы. Если увеличить действующую  норму в пользу только автотранспорта, будем иметь одни парковки во дворах. На это не пойдут и застройщики, которым придется увеличивать расходы при покупке земли и ее обустройстве. Невыгодно это и потенциальным покупателям, метраж дворовых территорий также включается в стоимость квартиры. А так как основная масса жилья у нас все-таки эконом-класса — вот и приходится искать оптимальные варианты.
Поправка об упомянутых 25% появилась в связи с тем, что на первых этажах новостроек чаще всего располагаются торговые организации, фирмы, вход в которые с улицы, парковочные места предусматривать во дворах для них нецелесообразно, да и управляющие компании противники. Введенная же норма дает право пользователям нежилых помещений занимать для парковки территорию общего пользования – участок улицы, проезда или прилегающую свободную зону. Вопрос только в том, чтобы закрепить участок, например, «кармана» возле офиса, чтобы его обслуживал и убирал тот, кому он предоставлен. Эти изменения не усугубляют ситуацию, а наоборот, дают маневр для решения проблемы.
Что касается принимаемых в последнее время решений по корректировке первоначально принятых параметров по количеству парковкомест (в Псковском и Деревяницком микрорайонах), после заключения комиссии по землепользованию и застройке, учитывающей аргументы застройщика, администрация города на это идет (когда других вариантов нет), и Градостроительный кодекс такое право дает. Но с уважаемым Евгением Владимировичем Андреевым согласен, что отклонение должно быть исключением, а не в порядке вещей, и комиссии надо строже отслеживать ситуацию и запрещать вносить корректировку еще до начала строительства объекта, а не тогда, когда дом уже стоит, и тут выясняется, что парковок для новоселов не хватает».
Это в теории. А на практике руководитель городского комитета архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов признает, что не раз был в новом Псковском микрорайоне, заехать можно, а вот выехать… Дворы очень маленькие. Есть три платные парковки вдоль железной дороги и еще одна возле дома Псковская, 13, вполне можно там…
«Но горожане привыкли, чтоб машина под окном стояла, менталитет у нас такой, 200 – 300 метров – это ж какое расстояние!» – разводит руками Евгений Жилин. В мини-мэрии подтверждают, что устали бороться с автовладельцами, которые не то что тротуары к домам закрывают, а готовы на своих джипах уже и в подъезд въезжать.
Поинтересовались мы, какова судьба псковского ноу-хау – проекта первой многоуровневой парковки, о котором заявлялось года четыре назад. Застройщики, по   словам Жилина, не берутся, посчитали и говорят – дорого, срок окупаемости велик, да и не востребованы пока они.
И добавляет, что принятые правила землепользования и застройки – не догма, они по мере развития города будут меняться. В зависимости, в том числе, от того, какими мы сами хотим видеть кварталы нового города.
Евгений КУЗИКОВ, заместитель председателя Думы Великого Новгорода: «Давно прошли те времена, когда на весь многоквартирный дом приходились одна-две машины и действовали соответствующие нормативы. Сегодня нельзя ориентироваться на те нормативы, которые действовали раньше, и при застройке новых кварталов необходимо решать вопросы по парковкам. Самое простое – увеличить под них площади, но проблема в том, что свободной земли в городе мизер. Не только в Псковском микрорайоне, живой пример – в Северном, где «Тринити», построили  три 12-этажных дома, а сколько там прилегающей территории? Свое мнение я уже озвучивал – если думать о развитии города, надо объединять его с Новгородским районом, и уж тогда новые микрорайоны можно будет возводить с нормальными парковками.  А в микрорайонах старой застройки изыскивать возможные варианты – использовать территории сносимых ветхих домов,  прирезать домам при перемежевании (об этом мы говорили две недели назад) свободные площади, чтобы жильцы сами решали, что на них размещать, а городу брать на содержание проезды. До сих пор непонятно, как разруливается парковочная ситуация возле областной больницы, хотя депутатов убеждают, что все вопросы решены, но уже третий год – а изменений здесь люди не видят. Еще есть вариант – ставить многоуровневые парковки. Почему-то в других городах это выгодно, а у нас толком никто не делал анализа и не построил ни одной такой парковки, а рассуждают, что невыгодно.
В целом проблема решаемая, мое мнение – надо хорошо анализировать ситуацию и принимать такие «правила игры», чтобы  и для старых кварталов были пусть даже какие-то временные варианты стоянок, а в новых – не  начинать комплексную застройку без проектов парковки автотранспорта. В том числе на платной основе – бизнес активнее бы в это включался. Пока же, считаю, в городе нет ни опыта, ни практики, ни особого желания и стимула у кого-то этим заниматься».

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.