«Кыся» – бестиарий нашего времени
История о ненависти, любви, ярких неприкрытых человеческих чувствах — моноспектакль от руководителя новгородского драмтеатра.
Новгородский театр драмы им.Ф.М. Достоевского подготовил для новгородского зрителя очередную премьеру – спектакль по роману Владимира Кунина «Кыся». В главной и единственной роли заслуженный артист России Всеволод Чубенко, который рассказал в интервью нашей газете о том, что увидят зрители.
– У Владимира Кунина целая серия романов о приключении кота Мартына. В вашей постановке «Кыся» главный герой имеет собирательный образ или в основе лежит первый роман?
– Да, я опирался на первый роман. Когда у меня были переговоры с Куниным, я звонил в Мюнхен, он тоже спросил, по какому роману я буду делать постановку. Интересны те реалии, которые близки каждому человеку, живущему последние 20 лет в нашей стране. Темы, которые затронуты в романе и спектакле, близки абсолютно каждому – это любовь и предательство, дружба и самопожертвование. В спектакле есть определенный юмор, доля даже не пошлости и скабрезности, потому что в романе этого слишком много, у меня такая тонкая грань, когда с точки зрения общей морали неприемлемые вещи можно сделать произведением, которое можно открыто и без запретов транслировать зрителю. Но в целом для меня это веселое и безумно трогательное произведение.
– Получается, что в вашей режиссерской версии кот Мартын другой? Не озорной и хамоватый контрабандист-любовник…
– Нет. Чем мне нравится Кунин — у него легкое перо, навалено столько в произведениях и хорошего, и не очень. И здесь уже у каждого собственные понятия, что прилично, а что нет. Я ни на секунду, ни на йоту не отошел от романа. Другое дело, что практически нет у меня мата на сцене. Все остальное, конечно, нивелировано, но ведь не про пошлость разговор-то! Каждый, конечно, ищет то, что ему интересно, и пошлость можно найти у Пушкина, Лермонтова.
– Как у вас родилась идея поставить спектакль «Кыся»?
– У меня моноспектакли рождаются из воздуха. Это приходит само собой, иногда по просьбам или по ситуации. «Кыся» родился за три дня, я читал роман и сначала тоже думал, что это пошлая, бульварная литература. А потом возникла ситуация, что нужен спектакль, я сидел на кухне с режиссером, и он поинтересовался, что я читаю. Я рассказал ему сюжет, это было 4 марта, а уже 7 марта я вышел на сцену.
– Три дня — это же рекорд!
– Спектакль достоин рекорда, но как самый низкобюджетный — на него не потрачено ни копейки. Джинсы, толстовка, вязаные перчатки, носки и шапка есть у всех. Из декораций только гамак. Все, больше ничего нет.
– А что вам нравится или не нравится в своем герое?
– Я бы так не ставил вопрос. Каждый режиссер, артист в любом спектакле работает собой, а не играет. Это его мысли, чувства, ощущение материала, поэтому большая доля персонажа это сам артист. Однажды после спектакля ко мне подошла знакомая и говорит: ну и что это такое, сыграл сам себя, разве это достижение? Тогда я и призадумался, значит, со стороны это так кажется. Получается, что эффект достигнут, и это самое большое достижение для артиста, когда не надо играть, а просто жить.
– Начался новый театральный сезон. Чем еще будете удивлять новгородского зрителя?
– Театральный сезон начался хорошо. Состоялась премьера спектакля «Любовь под запретом». Запустили сказку «Три поросенка», она получилась живой, веселой и, думаю, станет интересной для детей. Будем выезжать в область с гастролями с этим спектаклем. Ведется работа по созданию нового спектакля, буквально в скором времени утвердим название и, думаю, к концу ноября выпустим его.
– А у новгородцев какая потребность сегодня? Хотят больше классики или современной драматургии?
– Хороший вопрос. Иногда смотришь и не понимаешь, на что люди идут, а на что нет. Это не проблема сегодняшнего дня, она существует столько же, сколько и театр. Если можно через газету «Новгород» спросить мнение горожан, то я был бы очень признателен.
Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)