Дорогой километр
Власти подняли тариф на перевозку пассажиров в пригородных автобусах на 1 рубль. Перевозчики считают эту меру популистской и ожидают снижения пассажиропотока.
В Тесово-Нетыльском многие новгородцы имеют дачи. Сейчас преодолеть 87 км пути на автобусе можно за 217 рублей, но уже с 1 декабря стоимость проезда составит 304 рубля. До Рогавки билет будет стоить еще дороже.
Областной комитет по ценовой и тарифной политике утвердил новые тарифы для населения на проезд в междугородном транспорте – 1 км пути на пригородных автобусах региона будет стоить 3,5 рубля вместо 2,5 рубля. Сократится и дотация перевозчикам. Если в этом году они получили из областного бюджета более 220 млн рублей, то в бюджете 2016 года, который, как известно, планируют бездефицитным, для компенсации выпадающих доходов предусмотрено 90 млн рублей.
– Более трех лет мы не поднимали тариф для населения. К примеру, если бы мы каждый год поднимали цену на 10%, то сегодня 1 км пути для жителей области стоил бы 3,5 рубля, – заявил на встрече в «Доме журналиста» с представителями местных и федеральных СМИ руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Петров.
Если в областном центре пассажиропоток высокий и городским перевозчикам не доплачивают из регионального бюджета, то в районах области автобусы чаще возят воздух. Поэтому «льготирование» перевозчиков получится не только за счет областного бюджета, но и населения. Транспортникам вроде бы и радоваться надо, но вот только перспективы отнюдь не оптимистичные, по их мнению, вырисовываются.
– Увеличение стоимости проезда приведет к тому, что люди перестанут ездить. Сначала новгородцы тратят деньги на еду, одежду, коммунальные услуги, а уже потом смотрят по остатку. У нас несколько лет назад повышался тариф на 40%, как сейчас, но наши доходы остались прежними, а люди стали меньше ездить, – говорит директор Демянского ПАТП Сергей Андреев.
Владимир Петров с такой позицией не согласился, отметив, что еще неизвестно, упадет ли пассажиропоток или нет. Если да, то на сколько, какие расчеты? Перевозчики, в свою очередь, назвали сложившуюся ситуацию не самым лучшим экспериментом.
Между тем в январе 2016 года должен вступить в силу федеральный закон, который будет регулировать перевозки по заявочному принципу. Такая практика существует в Вологодской области. Перевозчики считают, что именно областные власти должны решить, какие перевозки необходимы региону, как будет производиться оплата, какие маршруты переводить в статус заказных.
Транспортники также обеспокоены тем, что после повышения цен на проезд в области начнут процветать нелегальные перевозки. Уже сегодня добраться из одного райцентра в другой можно на частниках, за редким исключением они работают по чекам. Владимир Петров заявил, что у его департамента нет полномочий с ними бороться, но этим должны заняться правоохранительные органы.
В то же время. Автопробег «За безопасность дорожного движения ради жизни!» прошел в минувшие выходные в Великом Новгороде. Колонна эвакуаторов с поврежденными в ДТП автомобилями, лозунгами о соблюдении элементарных Правил дорожного движения, автомобилями таксомоторных парков с яркими флагами проехала по улицам областного центра. Судя по словам водителей таксомоторных парков, принявших участие в автопробеге, такие акции очень важны, т.к. несмотря на то, что ежедневно говорятся тысячи слов об автоавариях, немногие представляют, насколько это страшно. И только увидев своими глазами жуткие последствия ДТП в виде поврежденных автомобилей, люди действительно начинают задумываться.
Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)