Не суровая Нередица

26.11.2015

«И оживает храм, наполняется звуками и запахами. Возле его стен на зелёной траве бегают дети в длинных рубашонках, топочут копытцами козы, валяются в пыли поросята…»

Не суровая Нередица 1После завершения реставрационных работ вновь открыта для посещения церковь Спаса Преображения на Нередице. Реставрация монументальной живописи храма проводилась в июле — октябре нынешнего года. Средства в размере 9,4 млн рублей были выделены Министерством культуры РФ.

Руководитель реставрационных работ, художник-реставратор Новгородского музея-заповедника и межрегионального научно-реставрационного управления (Москва) Татьяна Ромашкевич называет завершение нынешнего этапа реставрации историческим событием. Она напоминает, что реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице длилась более ста лет — первые реставрационные работы на храме были выполнены еще в 1903-04 годах. Тогда памятнику были возвращены первоначальные формы.
Огромный урон памятнику был нанесен во время Великой Отечественной войны. «Он весь изранен, – говорит о храме, как о живом существе, реставратор. – Вся поверхность стен — в мелких-мелких утратах. Даже в прошлом году в стене мы нашли крошечный осколок снаряда».
Уже в 1944 году на Нередице работали реставраторы, но первоначально работы носили противоаварийный характер. Только в 1985 году памятник был поставлен на комплексную реставрацию. Были проведены все доступные на тот момент исследования начиная от археологических и завершая физико-оптическими. В ходе раскопок были найдены фрески, которые попали в отвалы строительного мусора при разборке руин – около 120 кв. м фрагментов росписи. С учетом того, что в храме оставалось всего 105 кв. м росписи от всего ансамбля, найденное – значительное прибавление, замечает реставратор. Кроме того, в фондах музея хранились остатки коллекции Любови Митрофановны Шуляк — около 100 кв. м.
– И тогда решили всеми возможными способами подобрать, если удастся, и максимально вернуть образы на стены, – рассказывает Татьяна Анатольевна. –Так стали вычленяться знаменитые изображения.
К сожалению, работы прерывались на десятилетия. В прошлом году, когда вновь были выделены деньги, начались работы по завершению — реставраторы укрепляли красочный слой, шпаклевали мелкие утраты, подбирали колер для штукатурных восполнений. И приводили памятник в экспозиционное состояние.
– Проведена и экспериментальная посадка фрагментов изображения святой великомученицы Юлиании, – Татьяна Ромашкевич показывает изображение в северном склоне юго-западной арки. — То, что мы нашли и точно определили.
В мастерской реставраторов, добавляет она, остаются фрагменты изображений «Сорок мучеников Севастийских», «Усекновение главы Иоанна Предтечи». «Я рассчитываю, что реставрация будет продолжена, и все то, что нам удалось уже собрать, подобрать и определить, тоже вернется на прежние места, и памятник станет еще богаче», – говорит реставратор.
Храм для наших предков, замечает она, был средой жизни. Об этом говорят и древние граффити на стенах. «Тут есть детские рисунки, почеркушки, буквы отдельные». Храм был тесно связан с поселением. «При раскопках нашли плинфу — древний кирпич. Его лепили из глины, а потом сушили на солнце. Так вот, на плинфе сохранились отпечатки — травы, козьих копытцев, детских ножек».
– В этом памятнике возникает удивительное чувство, что времени нет, что все это очень близко, что они такие же, как мы, а мы – такие же, как они, – делится своими ощущениями Татьяна Ромашкевич.
Она вспоминает сказанные ей слова известного исследователя нередицкой живописи, художника-копииста: «Не верьте нашим классикам, которые говорят про суровую живопись. Нередицы — это праздник». «Хочется, чтобы это ощущение праздника было у вас в этом храме», – говорит Татьяна Ромашкевич.

Людмила СОКОЛОВА
Фото автора




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.