«Идти рядом с клиентом, предвосхищая его желания и потребности, – наша стратегия».

Традиционное ежеквартальное интервью нашей газете управляющий Новгородским отделением Сбербанка Дмитрий ЖОРОВ начал с анализа сегодняшней ситуации в банковской сфере. Год был сложным. Да-да, и для банкиров – тоже. Итак, какие тенденции влияют сегодня на сферу финансовых услуг и платежей?

Здесь и сейчас

– Есть опасения, что в наступающем году около 10% банков страны лишатся своих лицензий. Множественность таких фактов заставляет говорить о наличии в стране банковского кризиса, основная причина которого  низкое качество кредитных портфелей.
Второе обстоятельство, которое приходится учитывать, – общая ситуация в  экономике.  Нет роста, развития, многие предприятия сворачивают объемы финансирования инвестиционных проектов, уменьшают  объемы  заимствований. Кредитный портфель «худеет», доходы банков становятся меньше.
И третий, глобальный, тренд уже без знака «минус» – у банков появляются не-банковские конкуренты.  Те же Яндекс-деньги, Pay-Pal и другие системы, которые выполняют платежные функции, предоставляют удобные сервисы.
– Чем Сбербанк отвечает на эти вызовы?
– Основа успеха в эти и любые другие времена  – ориентация на клиента. Идти рядом с клиентом, предвосхищая его желания и потребности, – наша стратегия. Это процесс, который невозможно завершить. И нежелательно приостанавливать – отстанешь.
В уходящем году значительно усовершенствованы электронные сервисы Банка. Все более интересным, функциональным становится Сбербанк-онлайн. Как итог – число пользователей и операций, которые проходят вне физических офисов Банка, продолжает расти стремительными темпами. Так, в Новгородской области на 1 декабря число пользователей сервиса составило 123 тысячи человек, год назад эта цифра была значительно меньше – 84 тысячи.   Недавно мы проводили в Банке семинар для глав муниципальных районов – они изучали возможности мобильных приложений Сбербанка с огромным интересом. Кстати, напомню: с помощью мобильного приложения клиент может управлять своими счетами круглосуточно, в том числе, например, обменять валюту, курсы в мобильном приложении выгоднее.
Если говорить о кредитовании, то у Сбербанка в этом плане всегда был и есть более консервативный подход. Требования обеспечения кредита серьезные, поэтому просроченная задолженность в Сбербанке ниже, чем у других кредитных организаций.
Но, несмотря на вышесказанное, доля Сбербанка на рынке кредитования физических лиц составляет сейчас 46%.
Доля на рынке привлечения средств населения у нас порядка 60%, т.е. более половины всех вкладов, депозитов, счетов населения размещается в Сбербанке.
В целом Сбербанк имеет целью увеличить объем своей клиентской базы. Что мы и делаем вполне успешно. За год у нас появилось много новых партнеров как среди корпоративных клиентов, так и среди частных лиц.
 

Не храните деньги в стиральной машине

– Дмитрий Васильевич, банковские аналитики отмечают одну интересную тенденцию: в последнее время стало расти число долгосрочных вкладов. Вы наблюдаете такой тренд?
– Если смотреть в целом по году, то количество вкладов, открытых на долгосрочный период, в завершающемся году не выросло. Что понятно – при такой волатильности курса клиенты проявляют осторожность. Но в последние несколько недель такой тренд, действительно, наметился.
Я думаю, люди уже поняли, что покупать по 3-5 телевизоров или стиральных машин в попытке сохранить сбережения – неразумно. И потому возвращаются к банковским депозитам.

Встречаемся в «Центральном»

– Вы в этом году завершили программу переформатирования офисов в областном центре. Завершающим аккордом стало открытие обновленного офиса на проспекте Мира, 32. Чем он интересен?
– Филиал полностью преобразился. Если кто-то из горожан еще не был в обновленном офисе, настоятельно рекомендую посетить: удобно, функционально, красиво.
Во-вторых, сюда переехал центр ипотечного кредитования. Просторное, удобное помещение, конфиденциальные кабины. Тут же мы предоставляем места для наших партнеров – застройщиков города, представителей ведущих агентств недвижимости, что, несомненно, очень удобно для клиента.
И в-третьих, этот филиал единственный, имеющий уникальное название. В Сбербанке есть традиция флагманским филиалам давать не только номер, но и имя. Мы объявляли конкурс среди сотрудников. Предлагались разные названия: «Рюрик», «Изумрудный». Но победило «предложение» клиента, который, стоя на крыльце филиала, громко по телефону объяснял кому-то, в каком офисе Сбербанка его надо искать: «В центральном. Понял? В центральном!». Мы услышали и решили: будет «Центральный». Если клиенты уже нарекли, зачем переименовывать?

Сбербанк – школа для всех

– В прошлом году вы запустили кафедру Сбербанка в НовГУ. Эффективный проект для воспитания кадров?
–  Безусловно. Семь выпускников кафедры (каждый второй!) работают в Банке. Нынешней осенью мы набрали уже второй поток. Плюс заключили соглашение с гуманитарно-экономическим колледжем НовГУ, их выпускники тоже занимаются у нас. Занятия проходят как на кафедре, так и в Банке, где ребята получают возможность посмотреть на банковскую деятельность изнутри. 
Сейчас обсуждается проект организации на базе университета молодежного банковского пространства, в котором студенты, обучающиеся на нашей кафедре, попробуют себя в роли консультантов, предлагая банковские продукты. Планируем запустить этот проект в будущем году.
– Какие еще интересные проекты планируется реализовать в наступающем году?
– В этом году мы активно работали с людьми пенсионного возраста. Сегодня  около 60% пенсионеров нашего региона получают пенсию на банковскую карту Сбербанка. Именно для этой категории клиентов Банк проводит семинары, направленные на повышение финансовой грамотности. Здесь человек получает возможность на практике изучить все особенности и преимущества использования банковской карты, получить информацию о скидках в магазинах-партнерах, бонусных программах Банка, изучить возможности интернета или мобильного телефона. Отдельное внимание мы уделяем безопасности и элементарным мерам предосторожности.
В 2016 году мы планируем продолжить эту работу.

Новогодние подарки

– Дмитрий Васильевич, традиционно к Новому году Сбербанк дарит подарки горожанам. Что в мешке вашего Деда Мороза нынче?
– Новогодняя распродажа квартир! С 1 декабря мы запустили совместную акцию с нашими партнерами – агентствами недвижимости и застройщиками города. При оформлении квартиры в ипотеку от Сбербанка компания-партнер Банка предоставляет клиенту скидку.
Ознакомиться со списком организаций-партнеров можно на сайте Банка. Отмечу, что акция  именно предновогодняя, поэтому рекомендую не дожидаться боя курантов 31 декабря.
Есть и другие интересные новогодние предложения, например, программа по вкладам с повышенной процентной ставкой «Счастливый год», действующая до 31 января 2016 года.
Загляните на сайт Банка, чтобы узнать об акциях более подробно.
Я от всей души поздравляю жителей Великого Новгорода с наступающим Новым годом! Счастья всем, здоровья и финансового благополучия!

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия Банка России №1481 от 11.08.2015.  Реклама.

Людмила СОКОЛОВА