Вокзал – один на двоих. Или троих

Чем не повод в канун Татьяниного дня, традиционного праздника студентов, отправиться в новгородский госуниверситет и выяснить, каким хочет видеть свой город наша молодёжь.

Наш рассказ не о Татьяне, а об Алине. Не о студентке (с этим статусом она простилась полгода назад после окончания ВУЗа) и не об ассистенте кафедры архитектурного проектирования, где сейчас работает и пробует себя в качестве преподавателя. А о лауреате IV Всероссийского конкурса инновационных проектов «Архитектурный образ России», итоги которого стали известны в канун Нового года.

Из 230 заявок от индивидуальных авторов и творческих коллективов, поступивших в оргкомитет престижного конкурса из 48 регионов РФ, в финале лишь 20. В номинации «Образ России» 3 место присуждено Алине Малышевой за проект «Объединенный пассажирский терминал в Великом Новгороде». Это тема ее дипломной работы, которую она на «отлично» защитила летом, а потом  рискнула отправить на Всероссийский конкурс.
Жюри конкурса, в составе которого известные российские архитекторы и проектировщики, сперва, как вспоминает Алина процедуру презентации своего проекта в Москве, изумилось предложению о создании терминала. Там хорошо знают новгородский железнодорожный вокзал знаменитого архитектора Явейна, и первый вопрос был: зачем? Тем более что был вынесен достаточно смелый проект, предполагающий ломку уже сложившейся схемы транспортных путей и развязок города.
«Но когда я объяснила, что вокзал останется украшением Новгорода, но в новом образе, а историческому центру  будет легче дышать, если вывести на окраину транспортные объекты, от вибрации на дорогах и экологии не так будут страдать памятники культурного наследия, все очень заинтересовались. Я сама выросла в Великом Новгороде, хорошо его знаю и на себе ощущаю дискомфорт, который   нарастает с развитием  города и все увеличивающимся транспортным потоком. Главная задача архитектора, как нас учили,  — предлагать решения, которые  делают удобной жизнь людей.  Но при этом очень важно учитывать историю города и то, что он развивается как туристический», – говорит Алина Малышева.
Первоначально была идея разработать проект благоустройства территории вокруг железной дороги, чтобы было больше парковых зон и мест для прогулок, чего так не хватает завокзальной части и Западному району.  Но «зацепилась» за железную дорогу, нужна ли она в сторону Панковки. Полной информации никто не дает, мол, коммерческая тайна. Стала наблюдать – лишь несколько платформ со щебенкой провозят (ее можно и самосвалами доставить), но стоит шлагбауму опуститься — на Нехинской и Октябрьской возникают «пробки». А  так вокзал — тупиковая зона, его бы на периферию, при въезде в город. Туда же и соседний, авто. Так возник замысел современного функционального транспортного комплекса, включающего  авто- и железнодорожный вокзалы. Рядом — вертолетная площадка для оперативных служб, как требуется по нормативам. На перспективу можно и о речном вокзале подумать — неподалеку река Стипенка, впадающая в Волхов. Еще возникла идея включить новый элемент городской инфраструктуры – канатную дорогу как туристический безбарьерный и к тому же зрелищный  транспорт-формат. Ее можно протянуть вдоль Волхова до кремля –- открываются красивые виды.
Проект самого пассажирского терминала оригинален по концепции, сочетает много интересных форм и элементов, через которые угадывается историческая стилистика новгородских зодчих, в целом выглядит эффектно и при этом функционально. Место для такого комплекса «ворот в город» молодой архитектор выбрала не случайно.
«В разработанном Генплане города предусмотрено строительство системы объездных магистралей, которые должны разгрузить центр. А как без переноса вокзалов? Здесь же логично – на Питер автодорога. В створе Лужского шоссе появляется Деревяницкий мост и выход на Торговую сторону, рядом железнодорожный узел-развязка. Для пассажиров любой вид транспорта будет на выбор. Градостроительный эффект — упрощается транспортный узел и «разгружается» исторический центр. Кроме того, экономится земля и можно найти много интересных решений ее дальнейшего использования. Так, вместо «железки» проложить автодорогу с выходами в Западный район и на Германа и Зелинского, с пешеходными переходами, а рядом — зеленую зону. Сам же наш прекрасный железнодорожный вокзал напрашивается стать музеем, где можно представить часть послевоенной истории города или целиком посвятить новгородскому зодчеству», – размышляет наша собеседница.
Прежде чем замахнуться на такой проект, Алина стала изучать мнение родных (к слову, ее  бабушка и дедушка когда-то занимались проектированием) и знакомых. Некоторые  —  категорично против радикальных перемен. Автовладельцы же, водители автобусов, те, кто работает на уборочном и другом спецтранспорте, наоборот, считают, что  – да! – давно пора: город становится очень неудобным в обслуживании. Надо думать о том, что будет завтра. Хотя, понятно, придется перекраивать всю логистику инфраструктуры города, что невозможно без решений властных структур и ведомств всех уровней, а это непросто. 
Артем ВОЛИКОВ, научный руководитель проекта, завкафедрой архитектурного проектирования НовГУ: «Городу надо искать решения. Существующими вокзалами он разрезан на две части, из-за чего ежедневно испытывает транспортные трудности. Предложение вынести основные транспортные объекты в северную часть  — пока только рассуждение и достаточно смелое, но в его реальности не сомневаюсь. Город к этому придет».
Евгений АНДРЕЕВ, председатель Совета мэров прошлых лет, Почетный гражданин Великого Новгорода: «Это же хорошо, что молодежь стремится делать наш город красивым, удобным и комфортным. Идея переноса железнодорожного вокзала неоднократно обсуждалась и раньше, но здесь предлагается объединить его с автовокзалом, общественным транспортом и создать современный  функциональный комплекс. Как член  градостроительного совета города и член Союза архитекторов России полностью поддерживаю, в градостроительном плане автор мыслит абсолютно верно. Такие проекты важно поддерживать, хотя прекрасно понимаю, какие на  реализацию требуются ресурсы. Как председатель государственной аттестационной комиссии факультета НовГУ замечу, что у новгородских студентов-выпускников масса интересных и перспективных градостроительных проектов, которые надо выставлять на суд общественности, чтобы  находить инвесторов и переводить в реальную плоскость».
Евгений ЖИЛИН, председатель комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода: «Прислушиваться к тому, что предлагают молодые архитекторы, надо. Вариант с выносом  из центра вокзалов как-то обсуждался, но дальше разговоров дело не пошло. Посчитали, что слишком большие проблемы это влечет. Автора проекта поздравляем с успехом на престижном конкурсе, а вот делать какие-то выводы о возможности его реализации прямо сейчас нельзя. Важно серьезно проанализировать ситуацию в нашем городе, учитывать его специфику и традиции».

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)