Вокзал – один на двоих. Или троих
Чем не повод в канун Татьяниного дня, традиционного праздника студентов, отправиться в новгородский госуниверситет и выяснить, каким хочет видеть свой город наша молодёжь.
Наш рассказ не о Татьяне, а об Алине. Не о студентке (с этим статусом она простилась полгода назад после окончания ВУЗа) и не об ассистенте кафедры архитектурного проектирования, где сейчас работает и пробует себя в качестве преподавателя. А о лауреате IV Всероссийского конкурса инновационных проектов «Архитектурный образ России», итоги которого стали известны в канун Нового года.
Из 230 заявок от индивидуальных авторов и творческих коллективов, поступивших в оргкомитет престижного конкурса из 48 регионов РФ, в финале лишь 20. В номинации «Образ России» 3 место присуждено Алине Малышевой за проект «Объединенный пассажирский терминал в Великом Новгороде». Это тема ее дипломной работы, которую она на «отлично» защитила летом, а потом рискнула отправить на Всероссийский конкурс.
Жюри конкурса, в составе которого известные российские архитекторы и проектировщики, сперва, как вспоминает Алина процедуру презентации своего проекта в Москве, изумилось предложению о создании терминала. Там хорошо знают новгородский железнодорожный вокзал знаменитого архитектора Явейна, и первый вопрос был: зачем? Тем более что был вынесен достаточно смелый проект, предполагающий ломку уже сложившейся схемы транспортных путей и развязок города.
«Но когда я объяснила, что вокзал останется украшением Новгорода, но в новом образе, а историческому центру будет легче дышать, если вывести на окраину транспортные объекты, от вибрации на дорогах и экологии не так будут страдать памятники культурного наследия, все очень заинтересовались. Я сама выросла в Великом Новгороде, хорошо его знаю и на себе ощущаю дискомфорт, который нарастает с развитием города и все увеличивающимся транспортным потоком. Главная задача архитектора, как нас учили, — предлагать решения, которые делают удобной жизнь людей. Но при этом очень важно учитывать историю города и то, что он развивается как туристический», – говорит Алина Малышева.
Первоначально была идея разработать проект благоустройства территории вокруг железной дороги, чтобы было больше парковых зон и мест для прогулок, чего так не хватает завокзальной части и Западному району. Но «зацепилась» за железную дорогу, нужна ли она в сторону Панковки. Полной информации никто не дает, мол, коммерческая тайна. Стала наблюдать – лишь несколько платформ со щебенкой провозят (ее можно и самосвалами доставить), но стоит шлагбауму опуститься — на Нехинской и Октябрьской возникают «пробки». А так вокзал — тупиковая зона, его бы на периферию, при въезде в город. Туда же и соседний, авто. Так возник замысел современного функционального транспортного комплекса, включающего авто- и железнодорожный вокзалы. Рядом — вертолетная площадка для оперативных служб, как требуется по нормативам. На перспективу можно и о речном вокзале подумать — неподалеку река Стипенка, впадающая в Волхов. Еще возникла идея включить новый элемент городской инфраструктуры – канатную дорогу как туристический безбарьерный и к тому же зрелищный транспорт-формат. Ее можно протянуть вдоль Волхова до кремля –- открываются красивые виды.
Проект самого пассажирского терминала оригинален по концепции, сочетает много интересных форм и элементов, через которые угадывается историческая стилистика новгородских зодчих, в целом выглядит эффектно и при этом функционально. Место для такого комплекса «ворот в город» молодой архитектор выбрала не случайно.
«В разработанном Генплане города предусмотрено строительство системы объездных магистралей, которые должны разгрузить центр. А как без переноса вокзалов? Здесь же логично – на Питер автодорога. В створе Лужского шоссе появляется Деревяницкий мост и выход на Торговую сторону, рядом железнодорожный узел-развязка. Для пассажиров любой вид транспорта будет на выбор. Градостроительный эффект — упрощается транспортный узел и «разгружается» исторический центр. Кроме того, экономится земля и можно найти много интересных решений ее дальнейшего использования. Так, вместо «железки» проложить автодорогу с выходами в Западный район и на Германа и Зелинского, с пешеходными переходами, а рядом — зеленую зону. Сам же наш прекрасный железнодорожный вокзал напрашивается стать музеем, где можно представить часть послевоенной истории города или целиком посвятить новгородскому зодчеству», – размышляет наша собеседница.
Прежде чем замахнуться на такой проект, Алина стала изучать мнение родных (к слову, ее бабушка и дедушка когда-то занимались проектированием) и знакомых. Некоторые — категорично против радикальных перемен. Автовладельцы же, водители автобусов, те, кто работает на уборочном и другом спецтранспорте, наоборот, считают, что – да! – давно пора: город становится очень неудобным в обслуживании. Надо думать о том, что будет завтра. Хотя, понятно, придется перекраивать всю логистику инфраструктуры города, что невозможно без решений властных структур и ведомств всех уровней, а это непросто.
Артем ВОЛИКОВ, научный руководитель проекта, завкафедрой архитектурного проектирования НовГУ: «Городу надо искать решения. Существующими вокзалами он разрезан на две части, из-за чего ежедневно испытывает транспортные трудности. Предложение вынести основные транспортные объекты в северную часть — пока только рассуждение и достаточно смелое, но в его реальности не сомневаюсь. Город к этому придет».
Евгений АНДРЕЕВ, председатель Совета мэров прошлых лет, Почетный гражданин Великого Новгорода: «Это же хорошо, что молодежь стремится делать наш город красивым, удобным и комфортным. Идея переноса железнодорожного вокзала неоднократно обсуждалась и раньше, но здесь предлагается объединить его с автовокзалом, общественным транспортом и создать современный функциональный комплекс. Как член градостроительного совета города и член Союза архитекторов России полностью поддерживаю, в градостроительном плане автор мыслит абсолютно верно. Такие проекты важно поддерживать, хотя прекрасно понимаю, какие на реализацию требуются ресурсы. Как председатель государственной аттестационной комиссии факультета НовГУ замечу, что у новгородских студентов-выпускников масса интересных и перспективных градостроительных проектов, которые надо выставлять на суд общественности, чтобы находить инвесторов и переводить в реальную плоскость».
Евгений ЖИЛИН, председатель комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода: «Прислушиваться к тому, что предлагают молодые архитекторы, надо. Вариант с выносом из центра вокзалов как-то обсуждался, но дальше разговоров дело не пошло. Посчитали, что слишком большие проблемы это влечет. Автора проекта поздравляем с успехом на престижном конкурсе, а вот делать какие-то выводы о возможности его реализации прямо сейчас нельзя. Важно серьезно проанализировать ситуацию в нашем городе, учитывать его специфику и традиции».
Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)
Комментарии
Часто пользуемся услугами автовокзала, поэтому с переносом вокзалов на периферию не согласна
Железнодорожный вокзал когда-то был НЕЦЕНТРОМ города. Разговоры в песочнице, что мы теперь будем жить ЗА вокзалом, соседских детей приводили в шок и ужас…За городом?!Рассказывали что кто-то за «желекой» подорвался, кто-то уезжающих в ту сторону фашистов видел, а чьи-то родственники в полях мертных солдат собирали и хоронили …
Смотрю сейчас на отсутствие всяческой зелени,там где были сады-огроды и деревянные дорожки от Ломоносова к вокзалу…
Морозные зимним утром,лет 50-40 назад, можно было услышать об отправке поезда, теперь же подобное сообщение можно услышали и шумным летним днём!
Когда застаивали завокзальную территорию кто-то думал о зелёной зоне?
Остаётся только одно: ж\д вокзал должен быть НЕЦЕНТРОМ города.
ВОКЗальный ЗАЛ в центре города — не помешает
Сейчас вокзалы в центре города.из любого конца примерно одинаково добираться,а в район лужской развязки сколько из Панковки «пилить» надо будет?А так приехал-сразу в центре, и все транспортные развязки здесь! А вот с закрытием ж.д.ветки от Нехинской в сторону начала Октябрьской девочка совершенно права-надо закрыть.пробок не будет!
Абсолютно здравое решение, которое бы пошло на пользу городу. Обеими руками «за».
Полный бред. Значительную долю пассажирского траффика вокзала создают туристы. И они должны приезжать не на окраину, а как можно ближе к центру.
Во всех цивилизованных городах — вокзал находиться в центре города, что бы с любой части было легко и доступно добраться. Часто пользуемся утренней «Ласточкой», со стороны Псковсой , с Западного, Центральногор районов города , люди идут пешком, так надежнее, что бы не опоздать, и не тратить деньги на такси. А если перенесут в северную часть города. то явно не для удобства простых граждан. Да и автовокзал- удобный просторный, автобусы расходятся во все направления. вся наша семья против переноса вокзала из центра на окраину, Алина видно не рассчитала, что когда-то это тоже была окраина, а теперь центр.
Туристы на вокзал не приезжают, их привозят автобусами из Питера и везут сразу по гостиницам.
«вокзал…его бы на периферию…Туда же и соседний, авто…Рядом — вертолетная площадка…можно и о речном вокзале подумать…река Стипенка…новый элемент канатную дорогу…транспорт-формат… протянуть вдоль Волхова до кремля открываются красивые виды.»(с).
Не сказано только, где конкретно вся эта сказочная инфраструктура предполагает быть. Налицо отсутствие академического образования, пиарная жажда, полное игнорирование системного и экономического подходов к вопросу. Про дирижабли и внеземные цивилизации пробующая себя в качестве преподавателя лауреатка забыла.
Газета! Не печатайте такого бреда больше!