Вокзал – один на двоих. Или троих

21.01.2016

Чем не повод в канун Татьяниного дня, традиционного праздника студентов, отправиться в новгородский госуниверситет и выяснить, каким хочет видеть свой город наша молодёжь.

Наш рассказ не о Татьяне, а об Алине. Не о студентке (с этим статусом она простилась полгода назад после окончания ВУЗа) и не об ассистенте кафедры архитектурного проектирования, где сейчас работает и пробует себя в качестве преподавателя. А о лауреате IV Всероссийского конкурса инновационных проектов «Архитектурный образ России», итоги которого стали известны в канун Нового года.

Вокзал – один на двоих. Или троих 1Из 230 заявок от индивидуальных авторов и творческих коллективов, поступивших в оргкомитет престижного конкурса из 48 регионов РФ, в финале лишь 20. В номинации «Образ России» 3 место присуждено Алине Малышевой за проект «Объединенный пассажирский терминал в Великом Новгороде». Это тема ее дипломной работы, которую она на «отлично» защитила летом, а потом  рискнула отправить на Всероссийский конкурс.
Жюри конкурса, в составе которого известные российские архитекторы и проектировщики, сперва, как вспоминает Алина процедуру презентации своего проекта в Москве, изумилось предложению о создании терминала. Там хорошо знают новгородский железнодорожный вокзал знаменитого архитектора Явейна, и первый вопрос был: зачем? Тем более что был вынесен достаточно смелый проект, предполагающий ломку уже сложившейся схемы транспортных путей и развязок города.
«Но когда я объяснила, что вокзал останется украшением Новгорода, но в новом образе, а историческому центру  будет легче дышать, если вывести на окраину транспортные объекты, от вибрации на дорогах и экологии не так будут страдать памятники культурного наследия, все очень заинтересовались. Я сама выросла в Великом Новгороде, хорошо его знаю и на себе ощущаю дискомфорт, который   нарастает с развитием  города и все увеличивающимся транспортным потоком. Главная задача архитектора, как нас учили,  — предлагать решения, которые  делают удобной жизнь людей.  Но при этом очень важно учитывать историю города и то, что он развивается как туристический», – говорит Алина Малышева.
Первоначально была идея разработать проект благоустройства территории вокруг железной дороги, чтобы было больше парковых зон и мест для прогулок, чего так не хватает завокзальной части и Западному району.  Но «зацепилась» за железную дорогу, нужна ли она в сторону Панковки. Полной информации никто не дает, мол, коммерческая тайна. Стала наблюдать – лишь несколько платформ со щебенкой провозят (ее можно и самосвалами доставить), но стоит шлагбауму опуститься — на Нехинской и Октябрьской возникают «пробки». А  так вокзал — тупиковая зона, его бы на периферию, при въезде в город. Туда же и соседний, авто. Так возник замысел современного функционального транспортного комплекса, включающего  авто- и железнодорожный вокзалы. Рядом — вертолетная площадка для оперативных служб, как требуется по нормативам. На перспективу можно и о речном вокзале подумать — неподалеку река Стипенка, впадающая в Волхов. Еще возникла идея включить новый элемент городской инфраструктуры – канатную дорогу как туристический безбарьерный и к тому же зрелищный  транспорт-формат. Ее можно протянуть вдоль Волхова до кремля –- открываются красивые виды.
Проект самого пассажирского терминала оригинален по концепции, сочетает много интересных форм и элементов, через которые угадывается историческая стилистика новгородских зодчих, в целом выглядит эффектно и при этом функционально. Место для такого комплекса «ворот в город» молодой архитектор выбрала не случайно.
«В разработанном Генплане города предусмотрено строительство системы объездных магистралей, которые должны разгрузить центр. А как без переноса вокзалов? Здесь же логично – на Питер автодорога. В створе Лужского шоссе появляется Деревяницкий мост и выход на Торговую сторону, рядом железнодорожный узел-развязка. Для пассажиров любой вид транспорта будет на выбор. Градостроительный эффект — упрощается транспортный узел и «разгружается» исторический центр. Кроме того, экономится земля и можно найти много интересных решений ее дальнейшего использования. Так, вместо «железки» проложить автодорогу с выходами в Западный район и на Германа и Зелинского, с пешеходными переходами, а рядом — зеленую зону. Сам же наш прекрасный железнодорожный вокзал напрашивается стать музеем, где можно представить часть послевоенной истории города или целиком посвятить новгородскому зодчеству», – размышляет наша собеседница.
Прежде чем замахнуться на такой проект, Алина стала изучать мнение родных (к слову, ее  бабушка и дедушка когда-то занимались проектированием) и знакомых. Некоторые  —  категорично против радикальных перемен. Автовладельцы же, водители автобусов, те, кто работает на уборочном и другом спецтранспорте, наоборот, считают, что  – да! – давно пора: город становится очень неудобным в обслуживании. Надо думать о том, что будет завтра. Хотя, понятно, придется перекраивать всю логистику инфраструктуры города, что невозможно без решений властных структур и ведомств всех уровней, а это непросто. 
Артем ВОЛИКОВ, научный руководитель проекта, завкафедрой архитектурного проектирования НовГУ: «Городу надо искать решения. Существующими вокзалами он разрезан на две части, из-за чего ежедневно испытывает транспортные трудности. Предложение вынести основные транспортные объекты в северную часть  — пока только рассуждение и достаточно смелое, но в его реальности не сомневаюсь. Город к этому придет».
Евгений АНДРЕЕВ, председатель Совета мэров прошлых лет, Почетный гражданин Великого Новгорода: «Это же хорошо, что молодежь стремится делать наш город красивым, удобным и комфортным. Идея переноса железнодорожного вокзала неоднократно обсуждалась и раньше, но здесь предлагается объединить его с автовокзалом, общественным транспортом и создать современный  функциональный комплекс. Как член  градостроительного совета города и член Союза архитекторов России полностью поддерживаю, в градостроительном плане автор мыслит абсолютно верно. Такие проекты важно поддерживать, хотя прекрасно понимаю, какие на  реализацию требуются ресурсы. Как председатель государственной аттестационной комиссии факультета НовГУ замечу, что у новгородских студентов-выпускников масса интересных и перспективных градостроительных проектов, которые надо выставлять на суд общественности, чтобы  находить инвесторов и переводить в реальную плоскость».
Евгений ЖИЛИН, председатель комитета архитектуры и градостроительства Великого Новгорода: «Прислушиваться к тому, что предлагают молодые архитекторы, надо. Вариант с выносом  из центра вокзалов как-то обсуждался, но дальше разговоров дело не пошло. Посчитали, что слишком большие проблемы это влечет. Автора проекта поздравляем с успехом на престижном конкурсе, а вот делать какие-то выводы о возможности его реализации прямо сейчас нельзя. Важно серьезно проанализировать ситуацию в нашем городе, учитывать его специфику и традиции».

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Комментарии

А
21.01.2016

Часто пользуемся услугами автовокзала, поэтому с переносом вокзалов на периферию не согласна

vabra
21.01.2016

Железнодорожный вокзал когда-то был НЕЦЕНТРОМ города. Разговоры в песочнице, что мы теперь будем жить ЗА вокзалом, соседских детей приводили в шок и ужас…За городом?!Рассказывали что кто-то за «желекой» подорвался, кто-то уезжающих в ту сторону фашистов видел, а чьи-то родственники в полях мертных солдат собирали и хоронили …

Смотрю сейчас на отсутствие всяческой зелени,там где были сады-огроды и деревянные дорожки от Ломоносова к вокзалу…
Морозные зимним утром,лет 50-40 назад, можно было услышать об отправке поезда, теперь же подобное сообщение можно услышали и шумным летним днём!

Когда застаивали завокзальную территорию кто-то думал о зелёной зоне?

Остаётся только одно: ж\д вокзал должен быть НЕЦЕНТРОМ города.
ВОКЗальный ЗАЛ в центре города — не помешает

Любовь
21.01.2016

Сейчас вокзалы в центре города.из любого конца примерно одинаково добираться,а в район лужской развязки сколько из Панковки «пилить» надо будет?А так приехал-сразу в центре, и все транспортные развязки здесь! А вот с закрытием ж.д.ветки от Нехинской в сторону начала Октябрьской девочка совершенно права-надо закрыть.пробок не будет!

Анна
24.01.2016

Абсолютно здравое решение, которое бы пошло на пользу городу. Обеими руками «за».

Алексей Сергеевич
24.01.2016

Полный бред. Значительную долю пассажирского траффика вокзала создают туристы. И они должны приезжать не на окраину, а как можно ближе к центру.

Арина
24.01.2016

Во всех цивилизованных городах — вокзал находиться в центре города, что бы с любой части было легко и доступно добраться. Часто пользуемся утренней «Ласточкой», со стороны Псковсой , с Западного, Центральногор районов города , люди идут пешком, так надежнее, что бы не опоздать, и не тратить деньги на такси. А если перенесут в северную часть города. то явно не для удобства простых граждан. Да и автовокзал- удобный просторный, автобусы расходятся во все направления. вся наша семья против переноса вокзала из центра на окраину, Алина видно не рассчитала, что когда-то это тоже была окраина, а теперь центр.

Алексс
24.01.2016

Туристы на вокзал не приезжают, их привозят автобусами из Питера и везут сразу по гостиницам.

Ирина
25.01.2016

«вокзал…его бы на периферию…Туда же и соседний, авто…Рядом — вертолетная площадка…можно и о речном вокзале подумать…река Стипенка…новый элемент канатную дорогу…транспорт-формат… протянуть вдоль Волхова до кремля открываются красивые виды.»(с).
Не сказано только, где конкретно вся эта сказочная инфраструктура предполагает быть. Налицо отсутствие академического образования, пиарная жажда, полное игнорирование системного и экономического подходов к вопросу. Про дирижабли и внеземные цивилизации пробующая себя в качестве преподавателя лауреатка забыла.
Газета! Не печатайте такого бреда больше!

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.