Свежим взглядом

ГФИ по Новгородской области Вадим Непряхин по поручению полпреда Президента России в СЗФО Владимира Булавина побывал в Великом Новгороде. По итогам визита на имя губернатора направлено письмо – для сведения и возможного оказания содействия в решении существующих проблем.

Главный федеральный инспектор по Новгородской области Вадим Непряхин провел очередную встречу с муниципальными властями и побывал на ряде объектов. Это стало уже вторым его официальным визитом в областной центр, что, естественно, отразилось на программе посещения.

Если в первый раз целью ставилось выявление проблем, их
озвучивание общественностью, то во второй проконтролировали исполнение некоторых пунктов протокола, чей срок истек как раз к этому времени. Безусловно, не были обойдены и проблемы муниципального образования, о которых своевременно информируют Вадима Непряхина федеральные органы.
Что же рассматривалось в этот раз? Особое внимание главный федеральный инспектор обращает на работу местных властей по обеспечению жильем детей-сирот и исполнению программ расселения ветхого и аварийного жилья. Проверяющие выехали в многоквартирный дом, где находятся 18 квартир, которые администрация города приобретает для детей-сирот (договоры об этом уже подписаны). Степень готовности жилья к передаче нанимателям – порядка 90%, однако уже сегодня видно, что претензий у жильцов возникнуть не должно: работы выполнены качественно. Затем проверяющие выехали в Кречевицы, где побывали в гостях у получивших жилье в 2015 году по аналогичной программе. По информации прокуратуры Великого Новгорода, первоначально на объекте были выявлены строительные недоделки, однако все они сейчас устранены, у жильцов претензий нет.
Добавим, в 2015 году на территории города не обеспечены жильем 76 детей-сирот, в 2016-м получат право на него еще 77 человек. Часть очередников получат квартиры в осмотренном и другом доме, где жилье уже тоже приобретено администрацией города. При этом в интересах исполнительной власти своевременно информировать заинтересованных горожан и депутатов о своей работе в этом направлении.
Контролируя результаты прошлогоднего выезда в Великий Новгород, Вадим Непряхин побывал в ряде образовательных учреждений. Так, в прошлый раз обсуждалась перспектива ремонтных работ в гимназиях № 3 и «Эврика», переоборудования под детский сад помещений начальной школы комплекса «Гармония» за счет федеральных средств. ГФИ пообщался с директорами образовательных учреждений, воспитателем в детском саду – претензий к выполненным работам нет. Как отметил Вадим Непряхин, «в условиях секвестирования  бюджетов разных уровней необходимо очень требовательно и рационально относиться к расходованию поступающих по федеральным программам средств на ремонт и строительство объектов. Важно, чтобы работы были выполнены качественно, и у людей впоследствии не возникало поводов высказывать недовольство работой власти».
Говоря о «детских» проблемах, Вадим Непряхин отметил нехарактерную для региона, но объяснимую для его столицы тенденцию: рост численности населения города – 219 тыс. 971 человек на 1 января 2014 года и 221 тыс. 954 на 1 января 2015 года, более свежих данных пока нет. Отмечен рост численности воспитанников детских садов и учащихся образовательных учреждений. Если срочно не принять мер, будет только усугубляться проблема второй смены в школе – два образовательных учреждения в городе работают в две смены. Строительство новой школы в микрорайоне «Ивушки» – очень важный в этом смысле, хотя и запоздалый шаг. Хочется надеяться, что проблему доступности образования жителям Торговой стороны эта стройка решит.   
На фоне этого позитива обратились и к «вечным» проблемам города и муниципальных районов: к изношенности коммунальных сетей в целом. Чуть лучше в областном центре смотрятся сети водопроводные – износ порядка 43%. Однако Роспотребнадзор говорит о низком качестве питьевой воды в Великом Новгороде на протяжении многих лет. Причины специалисты видят в недостаточной работе по выявлению источников сброса неочищенных канализационных сточных вод в реку Волхов и отсутствие очистки ливневых сточных вод города. По данным Росприроднадзора, с территории областного центра в реки Волхов, Веряжа и их притоки через систему коммунальной дождевой канализации города ежегодно сбрасывается более 3 млн кубических метров загрязненных поверхностных сточных вод. При этом ни один из 29 выпусков не оборудован очистными сооружениями. По информации мэрии, для строительства локальных очистных сооружений на выпусках городской системы дождевой канализации в водные объекты необходимо более миллиарда рублей.
Главный федеральный инспектор осмотрел станцию первого подъема МУП «Водоканал», обсудил проблему сброса промывочных вод в гребной канал и реку Волхов. По информации руководства «Водоканала», разработаны проекты реконструкции системы утилизации промыва и расчистки гребного канала стоимостью, соответственно, более 320 млн и 260 млн рублей. Вопрос только в деньгах, и в одиночку городскому бюджету или жителям города через тариф такую сумму не поднять, необходима поддержка регионального правительства. Городским властям было поручено подготовить соответствующее письмо на имя главного федерального инспектора.
Какие еще вопросы поднимались в ходе визита? В городе отмечен незначительный, но рост безработицы. 8 предприятий имеют задолженность по заработной плате, крупнейшая из них – на «Автоспецоборудовании» и «Контакт-НВ». Значительна сумма задолженности у 170 предприятий города за вред, причиненный окружающей среде, – и здесь большой простор для тесного взаимодействия муниципальных властей с федеральными органами. Правоохранительные органы отмечают рост аварийности на дорогах вследствие неудовлетворительного состояния дорог…
Одной из самых серьезных проблем города, которую озвучивает исполнительная власть, становится дефицит бюджета в 65,4 млн рублей. На исполнение собственных полномочий в 2016 году будет направлено 2239,3 млн рублей, тогда как, по оценке администрации Великого Новгорода, требуется порядка 6 млрд рублей – почти в три раза больше.
Неразрешимым остается вопрос исполнения судебных решений, в т.ч. по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов. Потребность - 666,8 млн рублей, нашлось только 126,2 млн руб. Полностью решить эту проблему в сегодняшних условиях город не может. Всего на исполнение вступивших в законную силу судебных решений областному центру необходимо 1,8 млрд руб., что практически сопоставимо с годовым объемом налоговых и неналоговых доходов городского бюджета.
Безусловно, каждое муниципальное образование сталкивается с проблемами в работе, и прежде всего – финансовыми. Но важно понимать, что большая часть проблем должна решаться муниципальным образованием, его властями самостоятельно – для этого у них есть полномочия, для этого власти избираются. Там, где требуется помощь власти другого уровня, внедрение в федеральные программы, необходимо взаимодействие муниципального и регионального уровня.

Ольга ВАСИЛЬЕВА

Заместитель председателя Думы Великого Новгорода Константин ДЕМИДОВ:
Сами горожане активно привлекают внимание властей всех уровней к тому, что их волнует в жизни города, и обращаются не только к местным чиновникам или депутатам, но и в федеральные органы, к Президенту. К сожалению, большая часть тех проблем, на которые и в этот раз обратил внимание ГФИ, носит застарелый, хронический характер. И не всегда лишь отсутствие необходимых финансов является причиной их нерешения. Так, проблема городского полигона ТБО, также озвученная на совещании по итогам визита, не решается много лет, несмотря ни на вступившее в силу судебное решение, ни на настоятельные требования депутатов. В итоге, городская проблема вышла на региональный уровень, поскольку отходы областного центра начали активно занимать и свалки ближайших районов. Обеспечение новгородцев жильем, сети, ливневка…Это все сугубо городские проблемы. Пока в отношении к их решению со стороны исполнительной власти Великого Новгорода качественного сдвига не произошло. Часто вместо их решения нам предлагают лишь объяснения, почему ничего не делается. И это тревожит и жителей нашего города, и депутатов, выражающих их интересы. Городские проблемы, на которые обратил внимание главный федеральный инспектор, безусловно, должны решаться.