«Мокрая» тема

После обильных снегопадов и ядреных морозов пришло нетипичное для января — начала февраля тепло с дождем. С этой недели опять запорошило и тут же тает, прибавляя коммунальных проблем.

В начале этой недели исполнитель муниципального контракта по уборке города ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» представило новую технологию, к внедрению которой готовилось почти полгода. Вместо посыпки асфальта песчано-соляной смесью, как это практиковалось не одно десятилетие, теперь в качестве противогололедной обработки городских дорог используется соляной раствор.

После так называемых «песчаных бурь» весной прошлого года (которые, к слову, накрыли не только Новгород) на коммунальщиков обрушился шквал претензий, мол, хватит сыпать песок на дороги, из-за него грязь, пыль, ливневка забивается – неужели нет альтернативы? 
По словам председателя Совета директоров НСАХ Станислава Уткина, на сегодня наиболее эффективный способ противогололедной обработки дорог как раз такой: с использованием не какого-то химреагента, а природного материала — чистой соли, ее содержание не превышает 22%. Раствор такой концентрации растворяет снег и наледь, когда идут колебания температур от нуля до минус 10-12 градусов, а у нас чаще всего именно такая погода. И ливневка при этом не засоряется, а только промывается.
К внедрению новой технологии начали готовиться с лета — познакомились с опытом соседей (к слову, соляным раствором обрабатывают дороги городов Финляндии, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и др.), изыскали средства и приобрели две специализированные универсальные машины, построили растворный узел, оборудовали склад для хранения соли, которой завезли 500 тонн, подготовили и специалистов – 10 человек прошли обучение. Но прежний способ тоже в работе — на этот сезон заготовлено песчано-соляной смеси 15 тыс. куб.м, говорят, даже с запасом. Ее используют, как рекомендуется – при интенсивных снегопадах и низких температурах, а также при уборке тротуаров. Но об этом отдельно.
Само НСАХ продолжает работать в усиленном режиме, хотя и по прогнозу чаще «ноль», но чуть ветер — идет снег. Свыше 40 единиц техники, например, вышло в ночь накануне — занимались уборкой, подсыпкой, обработкой и снеговывозом, 114 уборщиков трудились на остановках и пешеходных переходах.
«Погода помогает убирать – оттепель много «слизала», но и состояние полотна заметно лучше по сравнению с прошлыми зимами, и нет грязи, как было раньше, от песка. Хоть что-то хорошее появилось!» – делится с нами один из водителей. И добавляет, что «ездить-то можно, вот пройти пешком — беда. Особенно по междворовым участкам, где непонятно кто за уборку и ливневку отвечает!»
К слову, опрос на сайте газеты «Новгород» показывает, что, по мнению горожан, дороги нынче убираются более-менее нормально. Самые большие претензии  со стороны мэрии, органов контроля и надзора, а главное, новгородцев – это тротуары. Но исправить ситуацию только силами исполнителя муниципального контракта сложно. «Большинство тротуаров надо ремонтировать, как ни чисти, ямы остаются. Газоны выше бюрдюров: вся вода, особенно в такую погоду, как сейчас, стекает под ноги, «зажата» поребриками или скапливается в ямах, превращаясь в месиво или лед. Ливневка не работает или ее просто нет, осадкам некуда деваться. Проблемные участки вручную соскабливают, пробивают, чтобы ручейки ушли. Не везде техника качественно может работать – мешают крылечки магазинов, рекламные конструкции, а где-то и дорожные знаки, которые чуть ли не на середине тротуара стоят. Каких-то новых технологий по уборке тротуаров пока нет», – сокрушается старший мастер автоколонны НСАХ Александр Маслов.
Действительно, водяные потоки с дорог и тротуаров должны выводиться через сети ливневой канализации, которые... некому обслуживать. Содержанием ливневки занимается ОАО «Рем-стройдор», которое, как  напомнил вице-спикер горДумы Константин Демидов, «проходит процедуру банкротства, имущество предприятия продано, возможности осуществлять очистку сетей ливневой канализации у него просто нет. А это может повлечь за собой подтопление территории города, домов, подвальных помещений, что, в свою очередь, может привести к серьезным последствиям». Кстати, вопрос о состоянии ливневки депутаты в очередной раз ставили буквально неделю назад (см. стр.3).
Нынешняя капризная погода лишь еще больше обнажила проблему. Во вторник городская комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности признала ситуацию с ливневой канализацией чрезвычайной. Это решение комиссии дает возможность финансировать за счет отдельной статьи бюджета работы по предотвращению аварийных ситуаций на сетях, которые пока находятся в ведении предприятия-банкрота, и вопрос по их передаче решается в правовом поле.  Соответствующее поручение по обеспечению работоспособности  ливневки в оперативном порядке дано комитету по управлению ЖКХ и ООС города.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)