Денис Мацуев: «Не умею говорить «нет»

08.10.2009

Денис Мацуев: «Не умею говорить «нет»Блистательным выступлением  Государственного академического Большого симфонического оркестра  под управлением Владимира Федосеева начался в Новгороде «звездопад» отечественных корифеев классики. Одним из первых, кто с удовольствием согласился принять участие в фестивале «Кремль музыкальный», стал Денис Мацуев – молодой и талантливый пианист, которого отличают  огромная любовь к своим слушателям и невероятная ответственность перед ними (накануне сольного концерта Денис собственноручно до позднего вечера настраивал  рояль), коммуникабельность и полное отсутствие «звездности».

– Денис, вашу семью сравнивают с семьей Моцартов – талантливый музыкант и педагог отец выпестовал еще более одаренного сына…

– Ну, если по части вклада родителей в мое будущее – полностью согласен! Фактически они принесли себя в жертву: отец держал в руках всю музыкальную жизнь Иркутска, мама была ведущим педагогом, и все это они бросили и переехали в Москву, чтобы я мог учиться в ЦМШ.

– Вы осознавали масштабы их  жертвы?

– На тот момент – нет. В юности у меня были приземленные интересы – хоккей, футбол, драки… И в Москву я ехал не учиться, а смотреть футбольные матчи на лучшем стадионе страны. Это уже потом, когда я стал стипендиатом фонда «Новые имена» и полностью окунулся в музыкальную атмосферу, пришло понимание.

– А вы способны на жертвы ради ребенка?

– Я задавал себе этот вопрос. Наверное, если Бог пошлет одаренное чадо, придется как-то вкладываться. Но, вообще, я не хотел бы отдавать его в этот ужасный мир классической музыки.

– И это говорит один из самых высокооплачиваемых музыкантов мира!

– К сожалению, я слишком хорошо знаю среду – врагу не пожелаешь того, что приходится пережить, оказавшись в этом «месиве». Сегодня в мире около 10 очень известных музыкантов, исполняющих суперпопулярную классическую музыку и зарабатывающих на этом огромные деньги. И новичкам нет никаких шансов пробиться – шоу-бизнес проник в классическую музыку и перекрыл все возможности. Раньше победа на престижном конкурсе для начинающего музыканта означала два года гастролей по всему миру, в лучших залах, с лучшими дирижерами. Теперь нет и этого. Талант сегодня не решает практически ничего, только удача – оказаться в нужном месте в нужное время.

– Фонд «Новые имена» пытается этому противостоять?

– Мне больно за тех, кто идет следом за мной. К тому же, я всегда помню, какую неоценимую поддержку оказали мне, и стараюсь по мере возможности поддержать молодых. В дни фестиваля «Звезды на Байкале» мы обязательно прослушиваем одаренных детей из глубинки. Попадаются такие самородки! Десятилетняя девочка из Братска так сыграла два каприса Паганини – я чуть не прослезился. Семилетний мальчик, пианист, флейтист, композитор, по 8 часов  в день перекладывает симфонии Бетховена для флейты и фортепиано. Этих детей я, конечно, не оставлю без поддержки.

– Что еще вас беспокоит?

– В последнее время стал задумываться о том, что от силы 20% тех, кто приходит на мои концерты, понимают, зачем они пришли. Но классическая музыка сегодня почти в смертельном состоянии, и, чтобы реанимировать ее, нужно привлекать на концерты новых людей, ещё не подозревающих, что могут наслаждаться классикой. И я делаю для этого все возможное.

– Но если пригласить в зал человека неподготовленного…

– … и начать играть ему сонаты Бетховена, то к концу первого отделения он застрелится! Поэтому я стараюсь относиться к слушателю терпимо, и если на концерте звонит мобильник или начинают хлопать между частями симфонии, говорю себе: «Это моя новая публика, которая пока не совсем понимает, что происходит. Главное – они пришли, пройдет время, и они обязательно поймут!».

– Денис, есть что-то, что вы хотели бы изменить в себе?

– Моя основная проблема – не умею сказать «нет». Кто-то внутри меня говорит: «Откажись, тебе это не нужно!» – но я все равно иду навстречу.

– У многих артистов есть «любимый» страшный сон – плутают за кулисами или сломался инструмент…

– Вы удивитесь, но мой страшный сон – ведущий концерта объявляет произведение, которого я не знаю, – однажды сбылся наяву! Как-то мне позвонил менеджер и предложил заменить на выступлении известную аргентинскую пианистку – исполнить 21-й концерт Моцарта. Я много раз его играл, поэтому охотно согласился. В Лион прибыл за час до концерта, на репетицию времени не было, и с дирижером мы перебросились буквально парой слов. И вот оркестр начинает вступление, и я холодею: это не 21-й, а 23-й концерт, который я не исполнял уже много лет! Пока звучало вступление, я успел прогнать в голове все произведение и, к удивлению, выступил очень удачно. Такие шоковые ситуации иногда бывают на пользу!

– Вы как-то обмолвились, что классика – ваша жена, а джаз – любовница. Но в таком случае вы изменяете обеим!

– Погорячился! Джаз – моя дальняя родственница, я не владею им в полной мере, хотя и играл с Георгием Гараняном, Чиком Кори, Игорем Бутманом. Это профессия, в которой надо жить 24 часа в сутки. А я просто иногда люблю похулиганить за роялем. Хотя джаз научил меня импровизации не только в музыке, но и в жизни, особенно в романтических отношениях. Например,  однажды я завязал любимой девушке глаза и снял платок только в центре Парижа. Соскучившись по любимой, прилетал из Америки в Лондон всего на несколько часов… Не скажу, что ухаживаю в старом стиле, но люблю устраивать ситуации, которые разжигают отношения.

– О собственной семье еще не задумываетесь?

– Нет! То, что происходит в моей жизни сегодня, меня полностью устраивает. Я, конечно, наблюдаю за многими известными парами, например, Владимир и Сати Спиваковы.  Мне говорят, жена должна полностью раствориться в жизни мужа, но мне более интересны равноправные отношения. Я бы не хотел, чтобы любимая женщина семенила за мной, как гейша. Ненавижу, когда жертвуют собой. Случай с моими родителями, наверное, был необходимостью. Но второй раз будет перебор! Хотя… Может, это я сейчас так говорю, а когда придет время…

– Есть что-то, что исчезло из отношений, и вам этого не хватает?

– Мы забыли, что можно сказать «Я тебя люблю» глядя в глаза, а не посредством  СМС. А где сегодня женственность? Где утонченные манеры? Возьмите любой город Европы – не поймешь, где мальчик, где девочка. Это псевдодемократичное унисексуальное состояние общества меня раздражает и беспокоит. Я – за романтизм и импровизацию.

***

Возвращаясь с сольного концерта Дениса Мацуева, вспомнила его слова о привлечении новых людей и подумала, что некоторых, кто был на этом выступлении, я бы собственноручно вывела из зала. Тех, чьи мобильники «редактировали» своим писком великую музыку Чайковского, даже несмотря на напоминание ведущей концерта. Тех, кто прямо посреди выступления ходил по залу, выискивая местечко получше. Или женщину, которая рядом со мной весь концерт шуршала пакетами. И уж совсем непонятно, зачем пришла бабушка, которая без конца причитала: «Ой, господи», каждые пять минут в полный голос успокаивала вконец извертевшуюся  внучку, обещая, что скоро все закончится, а под конец дала и вовсе гениальный совет: «Ты поспи!».

 

Денис Мацуев
Заслуженный артист России
Лауреат I премии XI Международного конкурса имени П.И.Чайковского (1998).
Вице-президент фонда «Новые имена». Арт-директор музыкального фестиваля молодых исполнителей «Crescendo» в Москве. Организатор музыкального фестиваля «Звёзды на Байкале».
 Член президиума совета при Президенте России по культуре и искусству.
Более 300 раз исполнил Концерт №1 Чайковского, более 200 раз – Концерт №2 Рахманинова.
Первым исполнил два неизвестных ранее произведения С. Рахманинова.
Выпустил более 14 дисков.
Почетный гражданин Иркутска.

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.