Поймать турпоток

Город готовится к новому туристическому сезону. С чем и как будем принимать гостей?

Туристы в наш город едут, и это факт. Мы сами прекрасно знаем про наши «плюсы» – у нас есть что посмотреть, где остановиться, что поесть и купить на память. Об этом, но еще больше о том, что необходимо, чтобы гостей было больше и город получал от этого дивиденды, об упущенных и новых возможностях говорилось на состоявшемся на минувшей неделе городском совещании по туризму, который прошёл под председательством мэра.

– Все, что делалось в городе за последние годы, включая разработку генплана развития, открытие новых памятников и мест отдыха, поддержку сферы услуг по программе малого бизнеса, – направлено на развитие города как одного из туристических центров России. Но сейчас особая ситуация, которую важно не упустить, – отметил Юрий Бобрышев, приглашая к диалогу с властью представителей культуры, образования, турбизнеса.
Люди привыкли к передвижениям и новым впечатлениям: по официальным данным, почти треть страны, или более 50 млн человек, в минувшем году путешествовала. Из-за резкого сокращения поездок россиян за рубеж все более востребован внутренний туризм, и почему бы часть этого большого турпотока не попытаться направить к нам? Для этого есть и богатейшее культурно-историческое наследие, и выгодное расположение между двумя столицами, и... всего не перечислишь. На совещании не раз вспоминали «звездный час» города, когда необычный формат событийного туризма – первые на территории России и 29-е по счету в Европе Ганзейские дни – несмотря на кризис, собрал сотни тысяч гостей.
Высокую планку город стремится удерживать и дальше – об этом говорила председатель городского комитета по туризму и зарубежным связям Ольга Васильева. Результат этого – за последний год Великий Новгород неоднократно входил в десятку или даже пятерку лидеров по своей привлекательности для туристов, которых побывало у нас порядка 280 тысяч. В отелях, гостевых домах, хостелах и других местах коллективного размещения останавливались 217 тыс. человек, что с «ростом» к предыдущему году 8%. Из них россияне составляют большинство – 83%, по сравнению с предыдущим годом на 28% выросло количество иностранцев, их было 36,2 тыс. Музей-заповедник отмечает увеличение на 16% экскурсантов — за год 337,9 тыс. человек.
Развивать то, что востребовано, мотивировать туриста, звучало на совещании, и не упустить то, что уже прекрасно работало, но почему-то утрачено. Ведь только у нас были спектакли под открытым небом у стен кремля «Новгородское вече», или «Онфим», или «Новгородская братчина», и москвичи специально на эту «событийку» приезжали (об этом, напомним, газета «Новгород» писала в номере от 21.01.16). Или появились новые памятники – в честь новгородского ополчения войны 1812 года, святых Петра и Февронии, рядом формируется культурно-исторический комплекс, который достоин быть включенным в тематический маршрут. Но, как отмечалось, проблема с дорогами, тротуарами, парковками. Словом, инфраструктуру надо подтягивать. «Сейчас мы вместе с депутатами городской Думы формируем перечень объектов строительства и ремонта. И надо, чтобы эта территория и другие, интересные для горожан и туристов, попали в план», – резюмирует градоначальник.
Говорили и о других упущенных возможностях города. Казалось бы, массу разных мероприятий предлагают учреждения культуры, спорта, библиотеки: только у нас в событийном календаре, например, «Рождество» и «Святки». А представители бизнеса сетуют, что вечером гостей некуда отправить, нет развлечений, особенно для детей. Предлагают создать музей сказки, который может стать единственным в стране, или проложить турмаршруты на хлебозавод или производство кваса, исконно русского напитка, что интересно как взрослым, так и ребятам. Предложения, бесспорно, хорошие, для того и собрались, чтобы услышать друг друга. Но не вытягивать же все за счет и без того скудного бюджета. Не пора ли вкладываться самому турбизнесу, инвестировать в новые проекты, продвигать их, а не ждать, когда они появятся.
К слову, в регионе насчитывается порядка 80 турфирм и лишь 14 из них сориентированы на прием туристов. Остальные до недавнего времени зарабатывали на организации поездок в Турцию, Египет и другие страны. Выживут ли они, если не переориентируются на конъюнктуру рынка? И, как постоянно звучало на заседании, туристы в городе — это деньги и возможность развивать город. Надо только работать вместе — и бизнесу, и власти, и всем заинтересованным.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)