«Я часто время торопил…»

10.03.2016

Девять дней назад ушёл из жизни бывший руководитель «Кванта» Алексей Васильевич Мищенко. Это последнее интервью с заслуженным новгородцем.

«Я часто время торопил...» 1В конце марта первый генеральный директор АО «НПО «Квант» Алексей Васильевич Мищенко должен был отметить 90-летие. И это интервью с ним мы готовили как праздничное. Но, к великому сожалению, 2 марта Алексея Васильевича не стало. Он не дожил до юбилейной даты 25 дней. В памяти навсегда останутся его слова, улыбка. И – дела.

Алексей Васильевич был не очень здоров, но к нашему визиту подготовился. На элегантном пиджаке – награды: два ордена Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета», медаль лауреата Государственной премии СССР, знак «Заслуженный строитель РСФСР», другие медали. На придиванном столике – книги, посвященные истории НПО «Квант», разработке и производству средств радиоэлектронного противодействия в стране – издания, в которых отмечается и его роль в этих важных для города и страны преобразованиях.
Мы говорили о многом, и я рада, что какие-то мои вопросы заставили Алексея Васильевича забыть о недомоганиях, улыбнуться, заново пережить те вдохновляющие моменты, которыми полна его биография.
Он родился в Сталинградской (ныне Волгоградская) области. В начале тридцатых годов семья переехала в Йошкар-Олу. Именно там, в Йошкар-Оле, началась его трудовая деятельность. В апреле 1942 года, только получив паспорт, Алексей устроился на работу на оборонный завод №297. На этом предприятии он прошел путь от ученика электромонтера до заместителя начальника цеха. Вечерами учился – двухгодичная школа мастеров по холодной обработке металлов, Марийский радиотехнический техникум.
В 1952 году Алексей Мищенко с женой и двумя маленькими дочками поехал в Харьков, на ускоренное отделение Харьковского политехнического института – стране нужны были радиоинженеры. Да и сам он всегда стремился знать больше. Учился очень хорошо, и ему предлагали остаться в институте преподавателем, обещая семье хорошее жилье. Но заболела младшая дочь, и врачи сказали, что нужно менять климат. Мищенко распределился на завод пя 31 в подмосковном Лианозово. Там и состоялись знакомства, которые определили его судьбу, накрепко связав ее с Новгородом.
Алексей Васильевич вспоминал:
– Директором завода в Лианозово в то время был Владимир Георгиевич Шабров. Когда его послали в Новгород директором почтового ящика №11 («Волна»), Шабров уговорил и меня поехать. «Волна» была матерью всех новгородских радиоэлектронных заводов, и Шабров, ее директор, одновременно исполнял обязанности директора строящегося телевизионного завода. Меня в апреле 1958 года назначили главным конструктором НТЗ.

– Алексей Васильевич, что Вы считаете главным достижением своей жизни?
– Почти тридцать лет в общей сложности я отработал на Новгородском телевизионном заводе, позднее преобразованном в производственное объединение «Квант». Полтора года – главным конструктором, около двадцати лет главным инженером, потом директором и генеральным директором. И все, что было сделано, построено – цеха, участки, СКБ – это благодаря моим решениям.

Уже в первые месяцы работы НТЗ Мищенко понял: на выпуске телевизоров «КВН-49» и тех оборонных заказов, которые передавались с перегруженных ленинградских заводов, производство не разовьешь.
– Еще работая в Лианозово, под Москвой, – рассказывал нам Алексей Васильевич, – я как специалист встречался и беседовал с такими людьми, как главный маршал войск связи И.Т. Пересыпкин, главный маршал авиации К.А. Вершинин и министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. Они приезжали на наш завод и интересовались новейшими изделиями, которые мы изготавливали. Я понял: чтобы развивать Новгородский телевизионный завод, надо брать серьезную технику.
Вскоре в Новгород приехали представители головного НИИ министерства радиопромышленности. Они посмотрели уже введенные в строй корпуса, пообщались со мной и с директором (эту должность тогда занимал Леонид Львович Тарлов) и предложили взять на производство новое изделие радиоэлектронного противодействия «Сапфир». Я дал согласие. При условии, что институт поможет нам в освоении новых техпроцессов.

– Но Вас за такое своеволие вызывали «на ковер» в Ленсовнархоз, в подчинении которого находился Новгородский телевизионный завод?
– Вызывали. Зам. председателя
совнархоза смотрел на меня как на сумасшедшего: «Вы хоть понимаете разницу между телевизором «КВН» и «Сапфиром»?! Нашим старым ленинградским заводам не по силам такая сложная техника, а вы беретесь! Немедленно откажитесь». Я говорю: «Нет, не откажусь». И настоял на своем.

Именно за успешное внедрение в серийное производство станций «Сапфир-1», «Янтарь» и «Сапфир-2» Алексей Васильевич вместе со специалистами ЦНИИРТИ стал лауреатом Государственной премии СССР за 1977 год.
За три десятилетия руководства предприятием Мищенко не раз проявлял отвагу, принимая решения, кардинальным образом меняющие ситуацию. Когда был абсолютно уверен в необходимости таких действий.
Он рассказывал об освоении выпуска первого цветного телевизора «Садко-714», о строительстве новых корпусов и открытии производств в районах области, о создании технических служб, в том числе СКБ, где работало более 750 человек.
– Алексей Васильевич, Вы были строгим руководителем?
– У нас порядок был такой: слово генерального директора – закон. Не как сейчас: у одного одно мнение, у другого другое. Конечно, прежде чем какое-то решение принять, мы обсуждали, вырабатывали общее мнение. Был монолитный коллектив. Но решение принимал руководитель.

И признается:
– Руководить большим коллективом, брать на себя ответственность за других – очень и очень тяжелое дело. Я ведь ушел на пенсию в 61 год. Так что не думайте, что этот хлеб вкусный и легкий. Да, в то время было очень много трудностей. Но я вспоминаю их с благодарностью. Все-таки государство оказывало помощь заводу, а прибыль, которую мы давали, шла на развитие промышленности.
Дочь Наталья рассказывает, что, выйдя на пенсию, отец столь же серьезно занялся дачей: «Дом своими руками построил, помидоры выращивал – гигантские! А какой яблоневый сад был! Я всегда поражалась: и голова светлая, и руки золотые. Такое сочетание редко бывает».
Шестьдесят три года рядом с Алексеем Васильевичем была его супруга Александра Васильевна.
– Умерла жена, и теперь живу один, – с грустью говорил нам Алексей Васильевич. – Очень тяжело.
Дочь Наталья замечает:
– Отношения отца и мамы у нас всегда вызывали восхищение – полное взаимопонимание, поддержка и даже влюбленность до конца жизни.

– Алексей Васильевич, откройте секрет, как прожить в счастливом браке более 60 лет.
– Уважать друг друга нужно. Вот и все.

…«Я часто время торопил, привык во все дела впрягаться…» – эти песенные строки Алексей Мищенко вспоминал несколько лет назад, в интервью к юбилею предприятия. 2 марта часы его жизни остановились.
Но остаются в памяти слова, улыбка… И – производственное объединение «Квант», в историю которого золотыми буквами вписано имя: Алексей Васильевич Мищенко.

МИЩЕНКО Алексей Васильевич
Родился 26 марта 1926 года.
Образование высшее профессиональное.
В 1955 году закончил Харьковский политехнический институт, радиоинженер.
С января 1955 года по апрель 1958 года — начальник участка, начальник лаборатории, заместитель начальника цеха завода №31 Московского совнархоза, пос. Лианозово Московской области.
С апреля 1958 года по ноябрь 1979 года — главный инженер Новгородского телевизионного завода Министерства радиопромышленности СССР.
С ноября 1979 года по январь 1981 года — директор Новгородского телевизионного завода Министерства радиопромышленности СССР.
С января 1981 года по апрель 1987 года — генеральный директор ПО «Квант».
Скончался 2 марта 2016 года.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.