Промежуточные итоги

По федеральному закону администрация Великого Новгорода обязана исполнять 42 собственных полномочия по решению вопросов местного значения и более 60 полномочий, переданных от региона.

На пять лет избранный в сентябре 2013-го горожанами мэр Юрий Бобрышев по закону обязан ежегодно отчитываться о своей работе перед местным парламентом. Сейчас — ровно середина выборного срока. Так что представленный на очередной Думе Великого Новгорода доклад о результатах в 2015 году можно считать и промежуточными итогами работы мэра. Полностью отчет можно прочитать на сайте мэрии, также он будет опубликован в спецвыпуске «Новгород официальный». Выделим основное.

Город, как отметил мэр, по-прежнему занимает ведущую позицию в экономическом потенциале области – в 2015 г. здесь сформировано порядка 75% прибыли, произведено более 60% промышленной продукции области, освоено более 35% инвестиций. Доля городского округа в ВРП оценивается на уровне 65%.

Экономика

Несмотря на сложные макроэкономические и геополитические условия, большинство показателей социально-экономического развития сохранили свой рост: индекс промышленного производства увеличился на 1,8%, объемы отгруженной промышленной продукции возросли на 28,4 %, оборот общественного питания – на 0,7 %, ввод жилья – на 10,9 %. Во многом росту этих показателей способствовала реализация инвестиционных проектов, и в первую очередь в промышленном секторе экономики. В 2015 г. продолжалась реализация 22 инвестиционных проектов на сумму более 70 млрд. руб. Инвестиции в промышленный сектор ежегодно растут: в 2015 году – 13,5 млрд. руб., тогда как в 2014 г. – 11,6 млрд. руб. и нет отказов от инвестиционных намерений, заявленных на этот год.

Доходы и расходы

Говоря об уровне жизни новгородцев, мэр отметил, что среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам организаций (без субъектов малого предпринимательства), – 32,3 тыс. руб. и возросла на 3,6 % в сравнении с 2014 г. (по области — 29,2 тыс. руб.). Но по использованию денежных доходов заметно изменились предпочтения населения. Переходя в режим экономии, новгородцы перераспределяют личные средства, отказываясь от приобретения необязательных услуг и товаров. Более 70% от общего объема расходов приходится на услуги, низко эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи). Соответственно, в общих показателях социально-экономического развития снизились на 3,6 % по сравнению с показателями предыдущего года темпы оборота розничной торговли (всего его объем 56,6 млрд.руб.) и платных услуг населению на 17,9 %. Впрочем, это характерно не только для нашего города, но и для области, и для других регионов России.

Занятость

За год численность безработных граждан увеличилась с 1634 до 2147 человек (на 513 чел.), уровень безработицы повысился с 1,24% до 1,6 % к численности трудоспособного населения. Количество вакансий, имеющихся в банке центра занятости, на конец года составило 1 445. Кризисная ситуация не могла не сказаться на рынке труда, с сожалением констатировал мэр. В 2015 году было отмечено увеличение числа предприятий, заявивших об освобождении работников в результате сокращения – проводится оптимизация штатной численности, ряд хозяйствующих субъектов переходит на режим неполного рабочего времени, соответственно снижается количество заявленных вакансий. Сокращения в наибольшей степени коснулись таких отраслей, как: транспорт и связь, государственное управление, промышленность, образование.

Демография

За 2015 год сократилась естественная убыль населения ( в 2008 г. этот показатель составлял 1023 человека, за 2015 г. – всего 7 человек); выросла рождаемость (родилось 3 тыс. 065 детей, что на 351 ребенка больше, чем за предыдущий период). Введение дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне города способствует стимулированию рождаемости и поддержанию материального благополучия семей. Как результат — число многодетных семей за последние годы увеличилось втрое (с 367 в 2008 году до 1 тыс. 146 в 2015 году).

Бюджет

Доходов получено 4, 473 млрд. руб, израсходовано 4,685 млрд. Общий дефицит  – 212 млн. руб., в части собственных полномочий – 186 млн. руб., или 9,7 % к объему налоговых и неналоговых доходов при плане – 10 %. То есть, требования, установленные Бюджетным кодексом РФ по ограничению уровня дефицита, соблюдены.

Социальная поддержка

Помощь семьям с детьми — один из главных приоритетов в работе местной власти. За счет средств бюджета города единовременное пособие при рождении первого ребенка в размере 7500 руб. получили 1483 семьи на 1501 ребенка – 11,25 млн. рублей. Ежемесячная 50% компенсация за коммунальные услуги предоставлена 30 многодетным семьям, имеющим в своем составе пять и более детей, на общую сумму 633 тыс. руб. Единовременная выплата 400 тыс. рублей на улучшение жилищных условий семьям в связи с одновременным рождением двух детей для 10 семей на 4 млн. руб. Единовременная выплата 1 млн. руб. в связи с одновременным рождением троих детей. Молодым семьям выдано 24 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (всего за 2011-2015 г.г. улучшили жилищные условия 262 молодые семьи, объем финансирования за счет бюджетов трех уровней –
165,4 млн. руб.).
Как отметил градоначальник, федеральная целевая программа «Жилище» постановлением правительства РФ продлена до 2020 г., что позволило в этом году включить в качестве участников подпрограммы по обеспечению жильем 360 молодых новгородских семей. Кроме того, на состоявшемся недавно собрании мэров Союза городов Центра и Северо-Запада России в рамках рассмотрения вопроса о муниципальной демографической политике принято решение обратиться в правительство РФ с просьбой увеличить долю федерального бюджета в софинансировании программы по обеспечению жильем молодых семей до половины или установить финансирование в равных долях тремя уровнями публичной власти.
За 2011–2015 годы жилищные условия с использованием социальных выплат из городского бюджета (общий объем – 58,8 тыс. руб.) улучшили 42 многодетные семьи, в том числе 9 семей такую поддержку на сумму 13,7 млн руб. получили в прошедшем году .
Кроме того, в соответствии с областным законодательством и утвержденным порядком начато предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам льготных категорий – многодетным семьям, молодым семьям и семьям с детьми-инвалидами. В списке льготников – 2047 семей, из них 1054 земельные участки предоставлены.

ЖКХ

Реформирование ЖКХ, активно реализуемое в последние годы, а также проведение некорректной тарифной политики органом регулирования послужило предпосылкой для создания критической финансовой ситуации в муниципальных предприятиях, обеспечивающих жизнедеятельность города – МУП «Теплоэнерго» и МУП «Новгородский водоканал». Прозвучало, что из стабильных и успешно развивающихся эти предприятия превращаются в планово-убыточные, не способные рассчитаться за потребленные ресурсы (убытки за 2015 г.  «Теплоэнерго» – 44,6 млн руб.,«Водоканала» – 77,1 млн. руб.). Одна из острых проблем на протяжении последних лет – строительство второй очереди полигона ТБО. Все эти вопросы, как отметил мэр, на особом контроле администрации города, решения есть.
Из городского бюджета выполнялся капремонт общего имущества  в 121 многоквартирном доме, в том числе в 48 домах – по судебным решениям, в 38 домах – с привлечением средств собственников, перечисленных на счет регионального оператора и собранных на спецсчетах. Общий объем финансирования – 141,873 млн руб., в том числе средства бюджета города – 125,269 млн руб. Отмечалось, что увеличивается нагрузка на городской бюджет в связи с судебными решениями, в минувшем году она составила 110,9 млн. руб. Общая же потребность  –
681 млн руб.
Продолжались работы в рамках 185 ФЗ – выполнен капремонт общего имущества в
4-х многоквартирных домах. Причем доля финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ ежегодно уменьшается, а доля софинансирования из бюджета Великого Новгорода возрастает (в 2015 году — 57,41%). Еще 447 тыс. бюджетных рублей потрачено на ремонт 15 муниципальных квартир.

Жилье

Введено в эксплуатацию 147тыс.  637 кв. м жилья, в том числе 7 611 кв. м объектов индивидуального жилищного строительства, хотя ставилась задача, учитывая информацию застройщиков, — только по многоквартирным домам до 193,3 тыс. кв. м.
Снижение ввода обусловлено сложностями, возникающими у застройщиков при кредитовании, а также снижением платежеспособности населения.
Из положительного – в рамках реализации госпрограммы по обеспечению доступным и комфортным жильем администрация города ведет прием заявлений от граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса по стоимости, не превышающей 35 тыс. рублей за 1 кв. м. В этом списке уже 462 семьи. Сформированы земельные участки для строительства жилья.
Особо – о предоставлении жилья детям-сиротам. Обеспечены полагающимися квадратными метрами 87 детей-сирот — в полтора раза больше, чем за предшествующие пять лет. На 1 января 2016 года 76 детей-сирот еще не имеют жилья, и в течение года право на получение жилого помещения возникнет у 77 детей-сирот. Но никто из них не останется на улице, заверил Юрий Бобрышев, подробно рассказав, за счет чего и в какие сроки будет приобретаться жилье. Временно же каждому из 153-х предлагаются помещения маневренного фонда в доме № 99 по ул. Б.Санкт-Петербургская.
Выдача ключей уже началась.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)