Промежуточные итоги

10.03.2016

По федеральному закону администрация Великого Новгорода обязана исполнять 42 собственных полномочия по решению вопросов местного значения и более 60 полномочий, переданных от региона.

Промежуточные итоги 1На пять лет избранный в сентябре 2013-го горожанами мэр Юрий Бобрышев по закону обязан ежегодно отчитываться о своей работе перед местным парламентом. Сейчас — ровно середина выборного срока. Так что представленный на очередной Думе Великого Новгорода доклад о результатах в 2015 году можно считать и промежуточными итогами работы мэра. Полностью отчет можно прочитать на сайте мэрии, также он будет опубликован в спецвыпуске «Новгород официальный». Выделим основное.

Город, как отметил мэр, по-прежнему занимает ведущую позицию в экономическом потенциале области – в 2015 г. здесь сформировано порядка 75% прибыли, произведено более 60% промышленной продукции области, освоено более 35% инвестиций. Доля городского округа в ВРП оценивается на уровне 65%.

Экономика

Несмотря на сложные макроэкономические и геополитические условия, большинство показателей социально-экономического развития сохранили свой рост: индекс промышленного производства увеличился на 1,8%, объемы отгруженной промышленной продукции возросли на 28,4 %, оборот общественного питания – на 0,7 %, ввод жилья – на 10,9 %. Во многом росту этих показателей способствовала реализация инвестиционных проектов, и в первую очередь в промышленном секторе экономики. В 2015 г. продолжалась реализация 22 инвестиционных проектов на сумму более 70 млрд. руб. Инвестиции в промышленный сектор ежегодно растут: в 2015 году – 13,5 млрд. руб., тогда как в 2014 г. – 11,6 млрд. руб. и нет отказов от инвестиционных намерений, заявленных на этот год.

Доходы и расходы

Говоря об уровне жизни новгородцев, мэр отметил, что среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам организаций (без субъектов малого предпринимательства), – 32,3 тыс. руб. и возросла на 3,6 % в сравнении с 2014 г. (по области — 29,2 тыс. руб.). Но по использованию денежных доходов заметно изменились предпочтения населения. Переходя в режим экономии, новгородцы перераспределяют личные средства, отказываясь от приобретения необязательных услуг и товаров. Более 70% от общего объема расходов приходится на услуги, низко эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта и связи). Соответственно, в общих показателях социально-экономического развития снизились на 3,6 % по сравнению с показателями предыдущего года темпы оборота розничной торговли (всего его объем 56,6 млрд.руб.) и платных услуг населению на 17,9 %. Впрочем, это характерно не только для нашего города, но и для области, и для других регионов России.

Занятость

За год численность безработных граждан увеличилась с 1634 до 2147 человек (на 513 чел.), уровень безработицы повысился с 1,24% до 1,6 % к численности трудоспособного населения. Количество вакансий, имеющихся в банке центра занятости, на конец года составило 1 445. Кризисная ситуация не могла не сказаться на рынке труда, с сожалением констатировал мэр. В 2015 году было отмечено увеличение числа предприятий, заявивших об освобождении работников в результате сокращения – проводится оптимизация штатной численности, ряд хозяйствующих субъектов переходит на режим неполного рабочего времени, соответственно снижается количество заявленных вакансий. Сокращения в наибольшей степени коснулись таких отраслей, как: транспорт и связь, государственное управление, промышленность, образование.

Демография

За 2015 год сократилась естественная убыль населения ( в 2008 г. этот показатель составлял 1023 человека, за 2015 г. – всего 7 человек); выросла рождаемость (родилось 3 тыс. 065 детей, что на 351 ребенка больше, чем за предыдущий период). Введение дополнительных мер социальной поддержки семей с детьми как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне города способствует стимулированию рождаемости и поддержанию материального благополучия семей. Как результат — число многодетных семей за последние годы увеличилось втрое (с 367 в 2008 году до 1 тыс. 146 в 2015 году).

Бюджет

Доходов получено 4, 473 млрд. руб, израсходовано 4,685 млрд. Общий дефицит  – 212 млн. руб., в части собственных полномочий – 186 млн. руб., или 9,7 % к объему налоговых и неналоговых доходов при плане – 10 %. То есть, требования, установленные Бюджетным кодексом РФ по ограничению уровня дефицита, соблюдены.

Социальная поддержка

Помощь семьям с детьми — один из главных приоритетов в работе местной власти. За счет средств бюджета города единовременное пособие при рождении первого ребенка в размере 7500 руб. получили 1483 семьи на 1501 ребенка – 11,25 млн. рублей. Ежемесячная 50% компенсация за коммунальные услуги предоставлена 30 многодетным семьям, имеющим в своем составе пять и более детей, на общую сумму 633 тыс. руб. Единовременная выплата 400 тыс. рублей на улучшение жилищных условий семьям в связи с одновременным рождением двух детей для 10 семей на 4 млн. руб. Единовременная выплата 1 млн. руб. в связи с одновременным рождением троих детей. Молодым семьям выдано 24 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья (всего за 2011-2015 г.г. улучшили жилищные условия 262 молодые семьи, объем финансирования за счет бюджетов трех уровней –
165,4 млн. руб.).
Как отметил градоначальник, федеральная целевая программа «Жилище» постановлением правительства РФ продлена до 2020 г., что позволило в этом году включить в качестве участников подпрограммы по обеспечению жильем 360 молодых новгородских семей. Кроме того, на состоявшемся недавно собрании мэров Союза городов Центра и Северо-Запада России в рамках рассмотрения вопроса о муниципальной демографической политике принято решение обратиться в правительство РФ с просьбой увеличить долю федерального бюджета в софинансировании программы по обеспечению жильем молодых семей до половины или установить финансирование в равных долях тремя уровнями публичной власти.
За 2011–2015 годы жилищные условия с использованием социальных выплат из городского бюджета (общий объем – 58,8 тыс. руб.) улучшили 42 многодетные семьи, в том числе 9 семей такую поддержку на сумму 13,7 млн руб. получили в прошедшем году .
Кроме того, в соответствии с областным законодательством и утвержденным порядком начато предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам льготных категорий – многодетным семьям, молодым семьям и семьям с детьми-инвалидами. В списке льготников – 2047 семей, из них 1054 земельные участки предоставлены.

ЖКХ

Реформирование ЖКХ, активно реализуемое в последние годы, а также проведение некорректной тарифной политики органом регулирования послужило предпосылкой для создания критической финансовой ситуации в муниципальных предприятиях, обеспечивающих жизнедеятельность города – МУП «Теплоэнерго» и МУП «Новгородский водоканал». Прозвучало, что из стабильных и успешно развивающихся эти предприятия превращаются в планово-убыточные, не способные рассчитаться за потребленные ресурсы (убытки за 2015 г.  «Теплоэнерго» – 44,6 млн руб.,«Водоканала» – 77,1 млн. руб.). Одна из острых проблем на протяжении последних лет – строительство второй очереди полигона ТБО. Все эти вопросы, как отметил мэр, на особом контроле администрации города, решения есть.
Из городского бюджета выполнялся капремонт общего имущества  в 121 многоквартирном доме, в том числе в 48 домах – по судебным решениям, в 38 домах – с привлечением средств собственников, перечисленных на счет регионального оператора и собранных на спецсчетах. Общий объем финансирования – 141,873 млн руб., в том числе средства бюджета города – 125,269 млн руб. Отмечалось, что увеличивается нагрузка на городской бюджет в связи с судебными решениями, в минувшем году она составила 110,9 млн. руб. Общая же потребность  –
681 млн руб.
Продолжались работы в рамках 185 ФЗ – выполнен капремонт общего имущества в
4-х многоквартирных домах. Причем доля финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ ежегодно уменьшается, а доля софинансирования из бюджета Великого Новгорода возрастает (в 2015 году — 57,41%). Еще 447 тыс. бюджетных рублей потрачено на ремонт 15 муниципальных квартир.

Промежуточные итоги 3Жилье

Введено в эксплуатацию 147тыс.  637 кв. м жилья, в том числе 7 611 кв. м объектов индивидуального жилищного строительства, хотя ставилась задача, учитывая информацию застройщиков, — только по многоквартирным домам до 193,3 тыс. кв. м.
Снижение ввода обусловлено сложностями, возникающими у застройщиков при кредитовании, а также снижением платежеспособности населения.
Из положительного – в рамках реализации госпрограммы по обеспечению доступным и комфортным жильем администрация города ведет прием заявлений от граждан, имеющих право на приобретение жилья эконом-класса по стоимости, не превышающей 35 тыс. рублей за 1 кв. м. В этом списке уже 462 семьи. Сформированы земельные участки для строительства жилья.
Особо – о предоставлении жилья детям-сиротам. Обеспечены полагающимися квадратными метрами 87 детей-сирот — в полтора раза больше, чем за предшествующие пять лет. На 1 января 2016 года 76 детей-сирот еще не имеют жилья, и в течение года право на получение жилого помещения возникнет у 77 детей-сирот. Но никто из них не останется на улице, заверил Юрий Бобрышев, подробно рассказав, за счет чего и в какие сроки будет приобретаться жилье. Временно же каждому из 153-х предлагаются помещения маневренного фонда в доме № 99 по ул. Б.Санкт-Петербургская.
Выдача ключей уже началась.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.