Какой портрет! Какой пейзаж!
Открытия выставок художников, как правило, похожи: приветственное слово директора музея, поздравления коллег, ответная речь взволнованного виновника торжества… Открытие же персональной выставки Александра Варенцова стихийно вышло за рамки привычного сценария, превратившись в большое, теплое и искреннее признание в любви – к художнику и к человеку.
Выставка «Живопись» в Музее художественной культуры Новгородской земли посвящена двум юбилеям – Великого Новгорода и автора 78 представленных здесь живописных полотен. Собранные картины, как рассказал Александр Алексеевич, условно можно разделить на три части. Поскольку выставка это подарок городу, серия полотен – красивейшие уголки Новгородчины, какими их увидел художник. Еще часть – работы, которые никогда не выставлялись, хотя некоторые написаны уже давно. Среди них цикл пейзажей Чукотки, сразу выделяющийся в окружении изображений богатой новгородской природы. Открытием стал для посетителей и Варенцов-портретист. Наконец, еще часть работ – этапные, побывавшие на многих, в том числе республиканских выставках, те, в которых, по выражению Александра Алексеевича, «уже ничего не хочется переделать».
– А обычно хочется? – спрашиваю.
– Очень часто. Бывает, принесешь картину с выставки и понимаешь – кое-что в ней нужно поправить.
Эту черту художника – состояние вечного поиска – отмечают многие его коллеги.
– Я приехал в Новгород в 1994 году, и выставка работ Александра Варенцова была моим первым художественным впечатлением здесь, так сказать, взгляд со стороны, – поделился председатель Новгородского отделения Союза художников России Булат Яманов. – И с тех пор я с огромным интересом наблюдаю за ним как за колористом. Его работы свежи, в них чувствуется позитив и каждый раз какой-то новый колорит. Хочется пожелать Александру Алексеевичу творческого долголетия и новых открытий.
…Валдайские пейзажи, уютные уголки Любытина, горы Италии. В работах Александра Варенцова нет фотографической выписанности, чем увлекаются иногда пейзажисты, а есть яркое впечатление, которое сначала ухватываешь целиком, и только потом начинаешь всматриваться в детали, пытаясь понять: как же это написано? Вот гроза над озером – будто махровая, а трогательные кувшинки, раскиданные по воде, словно вышиты шелком. Российское бездорожье, такое узнаваемое и в то же время странное – хочется подойти поближе, прикоснуться к развороченной земле. Причем не мне одной! Интересно наблюдать за посетителями, которые застывают у этой необычной картины, медленно приближаясь-отдаляясь, заходят с разных сторон. «Варенцову свои работы даже подписывать не надо, и так ясно, что его», – слышу в толпе. И это, пожалуй, один из лучших комплиментов художнику: значит, у него есть свой язык, на котором со зрителем говорит только он.
Однако не только Варенцов-художник принимал в этот день поздравления, но и Варенцов-педагог: человек, открывший в Новгороде первую детскую художественную школу, добившийся создания факультета архитектуры и искусства в НовГУ, искусствоведческого отделения в Первой гимназии, 11 лет руководящий пленэром «Мастерская реалистической живописи», где черпают знания и вдохновение многие молодые новгородские художники. И музей, в котором открылась эта выставка, тоже существует во многом благодаря активной помощи заслуженного художника России Александра Варенцова.
Выставка «Живопись» продлится только до 1 ноября, так что не откладывайте ее посещение.