О сложностях любви

27 марта отмечается День театра. К этому дню новгородский храм Мельпомены готовит две премьеры, режиссером которых выступает заслуженный деятель искусств России Михаил Мамедов.

Новгородский театр драмы им. Достоевского готовится представить на суд публики две комедии положений, главной темой в которых станет любовь во всех ее проявлениях.

Герой веселой комедии «Ловушка для любовников», заводя интрижку под боком у жены, о последствиях не думал. А ведь Катрин уже решила, что, наконец, нашла мужчину своей мечты — галантный Жорж Одфей не такой грубый, как ее жених, десантник Роже. К тому же Жорж обещает жениться на ней, бросив свою жену. Однако все оказывается совсем не так!
Не менее запутанная история любви и взаимоотношений завяжется на глазах зрителей в комедийном спектакле «Не оставляйте женщину одну». Мать пытается выдать дочь замуж, но, увы,  попытки тщетны. Тогда она решает показать пример и находит себе «поклонника». Женщины  начинают соревноваться в своем умении взять власть над мужчиной, а мужчины   становятся игрушками в руках женщин.
10 лет назад Михаил Мамедов уже работал на новгородской сцене, и у него сохранилось очень доброе отношение к театру, актерам и Великому Новгороду. Именно это и сподвигло его вновь приехать, а заодно и рассказать о непростом комедийном жанре нашим читателям.
– Почему комедия?
– Здесь два жестких критерия: либо смешно, либо нет. В драме можно закамуфлировать и сыграть на режиссуре, добавить метафор, ассоциаций. А в комедии нужно выверять смеховую реакцию зрителя, потому первый смех, но не гомерический, в спектакле «Не оставляйте женщину одну» должен быть на 13-14 минуте. Может, поэтому многие режиссеры и не берутся ставить комедию, ее все осуждают, но и без нее не могут. Предназначение комедии не только развеселить зрителя, а пропитать его радостью жизни, что не все так плохо.
– Неужели лекарство?
– Да! Через комедию можно сказать: радуйся жизни, все это преодолеется, и если на хмуром лице появится улыбка, то значит, спектакль удался. Такая терапия необходима, особенно сегодня.
– Главная тема спектаклей «Ловушка для любовников» и «Не оставляйте женщину одну» любовь. Ее тоже сегодня не хватает?
– Я всегда говорю, что нельзя терять волю и радость к жизни и, конечно, любовь. Если ее не будет, то какой смысл жить? Ни одно лекарство не избавит нас от одиночества, хотя эманация разлита в обществе, а с этим нужно сражаться и выбивать людей из этого состояния.
– С какой мыслью должен уйти зритель с вашего спектакля?
– Я никогда не строю спектакль умо-зрительно и не говорю, что он ради того или этого поставлен. Моя цель — зритель должен забыться и следить только за историей, что он из этого вынесет, решает только он. Но жизнь прекрасна, черт возьми! Есть такая история — две зрительницы выходят со спектакля и одна другой говорит: лучше бы я халвы купила. Я хочу так, чтобы не покупали халву.
– Сегодня есть диалог между зрителем и театром?
– Нет, и это обоюдно. Мне кажется, сегодня у людей чувствуется растерянность. Театр же в силу разных причин ставит ограничения, но рано или поздно разговор театра со зрителем состоится. Возможно, сегодня театр у нас выведен из зоны эстетичности. Ведь на Западе поход в театр это ритуал, к нему готовятся, как к событию. Думаю, я доживу до того момента, когда и у нас поход в театр станет событием, хотя в Москве сегодня стало сложно попасть на спектакль. Запомните, театр —  это престижно!

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)