Туда, где живопись живёт
«Зритель, который выходит из этой среды, он другой – взыскательный».
Заходите, смотрите, изучайте, творите вместе с нами! – мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова приглашает всех, кому интересно изобразительное искусство.
Мастерская-музей находится в помещениях бывших производственных мастерских территориальной организации Всероссийского общества слепых, и авторам идеи новой культурной формы супругам Александру Варенцову и Светлане Акифьевой понадобилось долгих пять лет, чтобы превратить эти пострадавшие от пожара площади в творческое пространство. Первых посетителей-зрителей-учеников частный музей принял немногим более года назад.
Знакомство начинаем с мастерской самого Александра Варенцова, заслуженного художника России. Коллекция его работ составляет основу экспозиции. Всего в музее, рассказывает Светлана Акифьева, около тысячи работ — живопись, графика, скульптуры, декоративно-прикладное искусство.
– Мастерская — живое пространство, художник здесь не только экспонирует свои картины, но и работает. Здесь много личных вещей, здесь все находится в естественном движении, кружении, развитии. Этим и интересен музей-мастерская, – говорит Светлана. – Мы показываем не только готовые работы, но и изнанку картины, сам творческий процесс.
Вот палитра художника и работа, которую он начал в 90-х годах и сейчас заканчивает. «Аналитическая картина требует больше раздумий, чем делания, – поясняет Светлана. – Потому часто на полотно уходит несколько десятков лет».
В основу работ, написанных в мастерской, выдает она еще один «секрет» живописца, ложится целый ансамбль картин, написанных на пленэре. Карусель из этюдов и пленэрных работ Александра Варенцова, разного времени и разных задач, написанных в разных местах, — на стенах мастерской. По ним, замечает Светлана, можно изучать Новгородскую область: Приильменье, Сольцы, Кулотино, Мошенское, Любытино — какие красивые места!
Около 400 работ Александра Варенцова и Светланы Акифьевой находятся в Харбине. «Там наш филиал», – упоминая об этом, смеется Светлана. Жителям северо-китайского города нравится реалистическая живопись новгородских художников.
Мы рассматриваем пленэрные работы мастера, эпическую картину «Бездорожье», которая писалась в течение многих лет и на всероссийской выставке «Образ Родины» в 2006 году получила серебряную медаль Академии художеств.
Хозяйка-гид обращает наше внимание на рамы, в которые «одеты» картины: «Рамы у нас — вещь примечательная. Александр Алексеевич делает их сам. Все профили набирает из вот таких реек и в их обработке ничем иным, кроме пилы, не пользуется».
У стеллажа с холстами оцениваем степень их натянутости на подрамник («холст должен чувствовать себя, как барабан»), узнаем о долгом процессе их подготовки («натянутый холст трижды проклеивают растительным или животным клеем, после чего перетягивают. Далее идет грунтовка в три слоя, после каждой из них холст просушивается»).
В другой части большой мастерской в это время уже идет подготовка к традиционному субботнему мастер-классу. «Мастер-классы этого месяца посвящены теме интерьера, и мы решили не делать специальные постановки, а предложили каждому ученику найти свой образ в пространстве мастерской», – поясняет Светлана.
Состав участников мастер-классов, замечает Светлана, очень разный по возрасту, по профессиям, по интересам.
– Мы работаем как с теми, кто хочет научиться рисовать, но никогда не пробовал, так и с теми, кто уже имеет знания и умения, но хочет развиваться дальше, – говорит Светлана. – И зритель, который выходит из этой среды, он другой. Ему интересно разглядывать, он понимает, как это сделано. Взыскательный зритель.
В мастерской самой Светланы Акифьевой много пленэрных работ, обращают на себя внимание полотно «Перед зеркалом», небольшой этюд «Женщина в кафе». «Тема социальной картины для меня является основной и очень интересной», – признается художник.
Светлана рассказывает о работе над книжной иллюстрацией, показывает уже сделанные иллюстрации к пушкинской «Сказке о золотом петушке». «Самая короткая сказка Пушкина, а мы сделали 86 листов иллюстраций».
В галерее, куда выходят двери всех мастерских, — сменные выставки. Сейчас здесь экспонируются деревянные скульптуры петербургского резчика Бориса Сергеева — Сергий Радонежский и 38 его учеников. Грубая, «крестьянская», по выражению Светланы, рубка. «Эстетика Бориса Михайловича — не переделать, сделать необходимое, чтобы у зрителя оставалось пространство мысли», – замечает она.
По фризу — коллекция работ, которые Светлана Акифьева и Александр Варенцов написали в течение пяти лет в Великом Устюге. «Посмотрим в окна старого Устюга» – так назвали они свою выставку.
…Вот мы и завершили небольшую заочную экскурсию по мастерской-музею. Что недосказали — увидите сами. И, уверены, придете еще не раз. Живописцы Светлана Акифьева и Александр Варенцов открыли для всех заинтересованных не только окна — двери своих мастерских. И создали пространство, куда хочется возвращаться.
Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)