Туда, где живопись живёт

13.04.2016

«Зритель, который выходит из этой среды, он другой – взыскательный». 

Заходите, смотрите, изучайте, творите вместе с нами! – мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова приглашает всех, кому интересно изобразительное искусство.

Туда, где живопись живёт 1Мастерская-музей находится в помещениях бывших производственных мастерских территориальной организации Всероссийского общества слепых, и авторам идеи новой культурной формы супругам Александру Варенцову и Светлане Акифьевой понадобилось долгих пять лет, чтобы превратить эти пострадавшие от пожара площади в творческое пространство. Первых посетителей-зрителей-учеников частный музей принял немногим более года назад.
Знакомство начинаем с мастерской самого Александра Варенцова, заслуженного художника России. Коллекция его работ составляет основу экспозиции. Всего в музее, рассказывает Светлана Акифьева, около тысячи работ — живопись, графика, скульптуры, декоративно-прикладное искусство.
– Мастерская — живое пространство, художник здесь не только экспонирует свои картины, но и работает. Здесь много личных вещей, здесь все находится в естественном движении, кружении, развитии. Этим и интересен музей-мастерская, – говорит Светлана. – Мы показываем не только готовые работы, но и изнанку картины, сам творческий процесс.
Вот палитра художника и работа, которую он начал в 90-х годах и сейчас заканчивает. «Аналитическая картина требует больше раздумий, чем делания, – поясняет Светлана. – Потому часто на полотно уходит несколько десятков лет».
В основу работ, написанных в мастерской, выдает она еще один «секрет» живописца, ложится целый ансамбль картин, написанных на пленэре. Карусель из этюдов и пленэрных работ Александра Варенцова, разного времени и разных задач, написанных в разных местах, — на стенах мастерской. По ним, замечает Светлана, можно изучать Новгородскую область: Приильменье, Сольцы, Кулотино, Мошенское, Любытино — какие красивые места!
Около 400 работ Александра Варенцова и Светланы Акифьевой находятся в Харбине. «Там наш филиал», – упоминая об этом, смеется Светлана. Жителям северо-китайского города нравится реалистическая живопись новгородских художников.
Мы рассматриваем пленэрные работы мастера, эпическую картину «Бездорожье», которая писалась в течение многих лет и на всероссийской выставке «Образ Родины» в 2006 году получила серебряную медаль Академии художеств.
Хозяйка-гид обращает наше внимание на рамы, в которые «одеты» картины: «Рамы у нас — вещь примечательная. Александр Алексеевич делает их сам. Все профили набирает из вот таких реек и в их обработке ничем иным, кроме пилы, не пользуется».
У стеллажа с холстами оцениваем степень их натянутости на подрамник («холст должен чувствовать себя, как барабан»), узнаем о долгом процессе их подготовки («натянутый холст трижды проклеивают растительным или животным клеем, после чего перетягивают. Далее идет грунтовка в три слоя, после каждой из них холст просушивается»).
В другой части большой мастерской в это время уже идет подготовка к традиционному субботнему мастер-классу. «Мастер-классы этого месяца посвящены теме интерьера, и мы решили не делать специальные постановки, а предложили каждому ученику найти свой образ в пространстве мастерской», – поясняет Светлана.
Состав участников мастер-классов, замечает Светлана, очень разный по возрасту, по профессиям, по интересам.
Туда, где живопись живёт 3– Мы работаем как с теми, кто хочет научиться рисовать, но никогда не пробовал, так и с теми, кто уже имеет знания и умения, но хочет развиваться дальше, – говорит Светлана. – И зритель, который выходит из этой среды, он другой. Ему интересно разглядывать, он понимает, как это сделано.  Взыскательный зритель.
В мастерской самой Светланы Акифьевой много пленэрных работ, обращают на себя внимание полотно «Перед зеркалом», небольшой этюд «Женщина в кафе». «Тема социальной картины для меня является основной и очень интересной», – признается художник.
Светлана рассказывает о работе над книжной иллюстрацией, показывает уже сделанные иллюстрации к пушкинской «Сказке о золотом петушке». «Самая короткая сказка Пушкина, а мы сделали 86 листов иллюстраций».
В галерее, куда выходят двери всех мастерских, — сменные выставки. Сейчас здесь экспонируются деревянные скульптуры петербургского резчика Бориса Сергеева — Сергий Радонежский и 38 его учеников. Грубая, «крестьянская», по выражению Светланы, рубка. «Эстетика Бориса Михайловича — не переделать, сделать необходимое, чтобы у зрителя оставалось пространство мысли», – замечает она.
По фризу — коллекция работ, которые Светлана Акифьева и Александр Варенцов написали в течение пяти лет в Великом Устюге.  «Посмотрим в окна старого Устюга» – так назвали они свою выставку.
…Вот мы и завершили небольшую заочную экскурсию по мастерской-музею. Что недосказали — увидите сами. И, уверены, придете еще не раз. Живописцы Светлана Акифьева и Александр Варенцов открыли для всех заинтересованных не только окна — двери своих мастерских. И создали пространство, куда хочется возвращаться.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.