Водные прогулки: взгляд из рубки
В преддверии того, как на теплоходах на Волхове заиграет музыка, мы поговорили с одним из капитанов о том, каким видится развитие туризма в Великом Новгороде из рубки речного прогулочного судна.
Для капитана теплохода «Вече» Александра Прокофьева весна ассоциируется с ледоходом и запахом краски. Именно в таком сочетании, потому что, как только начинает двигаться лед, он и его компаньоны начинают наводить лоск на борта и палубы своих судов. Навигацию традиционно открывают 1 мая.
Всего их пять – капитанов и владельцев прогулочных волховских судов, единомышленников, которые тридцать лет назад, после продажи Новгородского порта и исчезновения пассажирских речных перевозок на Волхове, решили возобновить прогулочный речной флот в Новгороде. Сейчас в собственности компаньонов теплоходы «Вече», «Садко», «Ялта» и прогулочный катер «Онфим», приобретенный в прошлом году для доставки небольших экскурсионных групп на Рюриково городище.
– Все теплоходы строили сами — покупали судно, меняли корпуса, ставили новые двигатели, проводку новую прокладывали, – рассказывает Александр Прокофьев. – Сами строим — сами работаем.
– Александр Николаевич, первое пожелание-вопрос, который высказывают горожане и гости города, – нужен причал для прогулочных теплоходов в Юрьеве.
– У нас был там причал. Но очень мелко. Весной вода поднимается, потом резко уходит, и нужно постоянно иметь буксир, чтобы оттаскивать причал.
К сожалению, Волхов мелеет. И в озере тоже мелко. В Юрьеве, где мы разворачиваемся, судовой ход очень узкий, приходится несколько раз взад-вперед проходить.
Если выкопают бухту для подхода, для причала, тогда можно поставить. Насколько я знаю, два земснаряда стоят, есть кран, но нет денег на дноуглубительные работы. Будут копать — будут глубины.
Причал в Юрьеве, конечно, удобен для туристов — прокатились они на теплоходе до Ильменя, вышли в Юрьеве, посмотрели там памятники и вернулись в город на автобусе.
– Второй вопрос-пожелание уже от представителей туристических фирм — сделать экскурсионные прогулки, круизы вниз по течению Волхова, в сторону Ладоги — там много интересных мест.
– Мы думали над этим. Маршрут действительно интересный — можно начать со Взвада, потом Новгород, Аракчеевские казармы в Селищах (там теплоход может пристать), Краснофарфорный, Грузино, Кириши, Волховская ГЭС, Старая Ладога, Новая Ладога – 4-дневный круиз. Многим бы понравился. Но самим нам это не потянуть, круизные суда стоят дорого, и требования к ним большие. Кроме того, мы не уверены в воде. Вот как сейчас – всего 1,5 м была вода перед шлюзом. На порогах мелко.
У нас есть небольшие прогулки в ту сторону — каждое воскресенье теплоход «Вече» ходит до Варлаамо-Хутынского монастыря. Экскурсии ведет сотрудник Новгородского музея-заповедника (у нас с музеем заключен договор, так же, как с «Красной избой», с комитетом по культуре и туризму), на обратном пути – концертная программа. Эти прогулки пользуются спросом, теплоход набивается почти полностью.
– Вопрос уже от горожан: почему традиционные прогулки до озера не включают более длительное прохождение по Ильменю?
– Час прогулки — это только тридцать минут до Перынского скита и столько же обратно. В озеро мы выходим во время трехчасовых вечеров отдыха, которые предлагаем по пятницам и субботам. Кстати, в субботу и воскресенье двухчасовые прогулки до Рюрикова городища с гидом тоже включают выход в озеро.
– В предстоящую навигацию будут новые предложения?
– Думаю, больше, чем мы придумали, предложить уже нельзя. Суда у нас разной вместимости, поэтому пришло 4 человека на экскурсионную прогулку— сядут на «Онфим» и поедут. Придут 20 — отправим на «Садко» или «Ялте». Много — везем на «Вече». Плюс каждый вечер – музыкальные прогулки: джаз, музыка 80-90-х, шансон — на любой вкус. На сегодняшний день неудовлетворенного спроса я не вижу.
Раньше, правда, по субботам ходили до Николы на Липне, но сейчас там тоже мелко.
Единственное, может быть, в перспективе у Ярославова дворища поставим причал. Это удобно для больших групп, которые приезжают на автобусах.
… Кстати, сам Александр Прокофьев родом из Старой Руссы, на больших пассажирских теплоходах ходил по Каме, Волге, Дону, Каспийскому и Черному морям. Но уверен, что в Новгороде самая интересная работа: «Кремль – центр города, а отъехали, через 15 минут юрьевские устои прошли — и нетронутая природа, где никто никогда не жил и жить не будет».
А еще Прокофьев уверен, что туризм пошел на подъем: «К нам везут туристов фирмы из Киришей, Торжка, Пскова». С этой уверенностью он и его компаньоны и открывают очередную навигацию.
Людмила САВЕЛЬЕВА
Анна БОЧАРОВА (фото)