Не вписывается?

Заседание градостроительного совета: без плана, без мечты и почему город застраивается хаотично?

На прошедшем на минувшей неделе заседании градостроительного совета не раз с ностальгией вспомнили советские времена. Эти ностальгические нотки были вызваны проблемами, связанными с «посадкой» представленных проектов в городскую среду.

Газета «Новгород» уже писала о проекте «Новгородский Пассаж» – компания ООО «Корпорация «ВИМ» из Санкт-Петербурга намерена реконструировать бывшие производственные цеха завода «Волна» на Большой Санкт-Петербургской улице в крупный торгово-развлекательный центр премиум-класса. На общественных слушаниях этот проект нашел поддержку, вопросы возникли только по въезду-выезду и парковочным местам.
Представляя данный проект профессиональному сообществу, генеральный директор компании-разработчика ООО «Институт Новгородпроект» Евгений Борисов вновь подчеркнул, что земельный участок объекта очень мал, все возможные решения для увеличения числа парковочных мест были изучены, привел в качестве примера старейший торговый дом Санкт-Петербурга – ДЛТ, который вообще не имеет парковок, сообщил о большом числе велопарковок, запроектированных для «Новгородского Пассажа». Тем не менее, вопрос о месте въезда-выезда автотранспорта и о парковке возник.
Архитектор Михаил Коржев предложил городской власти посмотреть на проблему шире. По его словам, вся огромная территория бывшего завода «Волна» порезана на земельные участки бездумно: «Ни дорог, ни мысли, ни проезда нет. Я уже не говорю об инженерных коммуникациях – это винегрет. Попробуй разберись, кто должен проехать и через чью территорию».
По его мнению, проблема будет только усугубляться, поэтому  руководству города вместе с владельцами участков и архитекторами нужно этим вопросом заняться: «Надо решать проблему заезда с улицы Германа. Нужен консенсус в интересах города, во имя людей!» Эмоциональное выступление Михаила Коржева сорвало аплодисменты.
Предварительная стоимость проекта, как было озвучено на заседании, – 1,5 млрд рублей. Такой инвестор важен для города. По мнению большинства членов градсовета, проект достойный.
Архитектор Дмитрий Карманов представил проект универсального магазина со встроенным кафе на Большой Санкт-Петербургской улице в микрорайоне Луговой. Желая, по его словам, добавить динамики в облик объекта, архитектор предложил декоративный фасад с отступом от основного, созданный за счет металлокаркаса и композитных моделей. Проект в целом получил положительную оценку: «Элегантный, простой, есть идея, он украшает среду, будет хорошо держать пространство».
Проект гостевого дома на девять номеров на улице Шимской, представленный архитектором Александром Холодиловым, по единодушному мнению членов градсовета, категорически не вписывается во внешний вид улицы. Правда, и «лицо» самой улицы пока неясно: здесь соседствуют одноэтажная маслобойка, 4-этажный жилой дом, индивидуальный дом с башенками. И тут возникли вопросы: задавались ли заказчику при выдаче градостроительного плана стилистические параметры, каким образом регулируется внешний вид улицы?
Как пояснил главный архитектор Евгений Жилин, правилами землепользования и застройки для зоны Ж.3 заданы только параметры для многоэтажных домов по этажности, больше ничего. Вот тут-то архитектор Михаил Коржев и вспомнил советское время:
– Мы, как котята, – не знаем, что будет дальше. Инвестор выкупает участок – и делай, что хочешь. И наши города уже в перспективе проигрывают. Архитектура куда-то улетела в пропасть. А в советское время мы знали! Нарисуйте проспект Мира в новых технологиях – увидите, какой классный проспект! Решены все транспортные схемы. Мы же сегодня проектируем – с  транспортом вообще не решаем, а что будет завтра – не знаем. Разве так можно жить? Архитектор, руководство города должны смотреть на 5–10–20 лет вперед.
Проект трехэтажного жилого дома на три квартиры на улице Зеленой тоже не прошел проверку перспективой. Члены градсовета вспомнили, что когда-то по генплану на этом участке планировался сквер. А куда он делся?
Да, раньше по проекту планировки действительно здесь должна была пройти дорога, участок был обозначен как территория общего пользования, пояснил Евгений Жилин, но жители индивидуальных домов, расположенных на нем, стали жаловаться, что они в связи с этим не могут продать свои дома, и красные линии были изменены. Часть этой территории, вероятно, выкупили, и теперь на участке в шесть соток меж многоквартирных домов хотят воткнуть небольшой дом на три квартиры.
«А что появится здесь, если соседние два-три участка уйдут разным собственникам? Опять не видим перспективы?» – задавали вопросы члены градсовета. Плохо, когда власть уходит от того, чтобы вырабатывать долгосрочные стратегии и формировать образ города.
Проект был отклонен. Более того, Евгений Жилин пообещал:  поднимем все документы – что связано с генпланом, с переносом красных линий, с границами соседних участков – и будем принимать решение в целом по этой территории.

Людмила СОКОЛОВА