Когда огонь – соавтор

Не откладывайте визит на выставку надолго – вы можете потерять перо жар-птицы. Точнее, возможность его расписать.

В Новгородском областном доме народного творчества работает выставка-конкурс «Закаленные огнем». На ней представлены ремесла, соавтором в которых выступает огонь, высокая температура, — литье, ковка, гончарное дело, стеклодувное производство.

Кузнец Александр Игнатьев – один из мастеров ковки и литья, чьи работы представлены в первом зале: симпатичный крохотуля-ежик, удивляющийся миру, открывашка в виде кота, стальная елочка, на которой «горят» медные шарики, роскошный цветок, трудолюбивая пчела, несущая в каждой из четырех лапок по ведерку.
– Жаль, что пчела поставлена высоко — не видно, что ее ведра наполнены медом, – слегка огорчен Александр. – Эту работу я посвятил своему отцу, Александру Ивановичу, трудоголику. У него все всегда в порядке, самый лучший отец.
Александр признается, что, когда пришел на металлообрабатывающее предприятие, не имел никакого опыта и представления о работе с металлом.
– Стал пробовать – и стало получаться, понравилось, – вспоминает первые шаги. – Работа с металлом — настоящее мужское дело. И способ выразить себя в творчестве.
Как возникает идея?
– Набегает вдохновение, – улыбается он. – Увидел один фрагмент в растительном мире, другой на картинке в интернете, как например с цветком было. Потом это все в кучку в голове собралось — родился образ.
От замысла до воплощения долгий путь?
– По-разному бывает. Идея открывашек возникла моментально: увидел нарисованную каким-то ребенком фигурку кота – и сложился образ, сделал. А на пчелу потребовалось много времени, этот образ рождался дольше, чем я делал ее в металле.
Хоть металл под воздействием огня и становится мягким, в работе с ним требуется сила. И умение, – подчеркивает Александр.
Преподаватель отделения керамики областного колледжа искусств Елена Чепель говорит о глине удивительно – как о живом существе:
– Она проходит долгий путь в природе, пока доходит до наших рук. И уже поэтому уважительно к ней относишься. Потом мы, применяя свои знания и умения, предлагаем ей пережить перипетии — деформацию, сушку. Ей приходится все это преодолевать, чтобы не погибнуть. И в конечном счете огонь, и только он, уже решает, останется ли наше изделие существовать в этой жизни или нет.
По словам Елены, самый волнующий момент для керамистов –  открытие печки. «Потому что это или потрясающий восторг, или разочарование. У меня была работа, которую я после печки вообще не восприняла».
Елена говорит, что часто ребята, поступающие в колледж, знают  керамику на уровне игрушки:
– А когда во время учебы их знакомишь с разными техниками, они открывают глаза и понимают, насколько это податливый материал – глина. Если в нее вложить любовь, приложить старание, то она поможет тебе реализовать твой потенциал. И уже просят: «Можно я полеплю?» Смотришь: сидит девушка, глаза горят, руки в глине и никакой шикарный маникюр ей уже не нужен! Какое это наслаждение, оказывается!
Коллекция работ студентов отделения керамики и самой Елены Чепель — пожалуй, самая большая в экспозиции.
Буйство красок цветного стекла — второй зал. Витражи, часы, светильники, забавные фигурки — все эти яркие предметы украсят любой интерьер.
Впрочем, рассказывать об экспонатах выставки — дело неблагодарное. Приходите, посмотрите сами. Здесь представлены работы более 30 мастеров — кузнецов, гончаров, стеклодувов.
Приятно, что среди участников выставки есть герои наших публикаций. Так, в ноябре 2014 года мы рассказывали о печнике Николае Селезневе. На этой выставке Николай выступает уже как гончар.
Директор НОДНТ Алевтина Помельникова на открытии выставки заметила, что она не перестает удивляться таланту наших современников – мастеров декоративно-прикладного искусства:
–      Они делают такие удивительные вещи! Каждое произведение — сплав любви, профессионализма и великого труда. Я получила огромный эмоциональный заряд от представленных работ. И хочу, чтобы горожане, пройдясь неспешно, сердцем по залам выставки, получили такие же эмоции.
Выставка будет работать до 17 сентября.
И не откладывайте визит в областной дом народного творчества надолго, иначе вам не достанется перо жар-птицы, точнее, возможность его расписать. Да-да, в рамках выставки создается коллективная витражная картина — жар-птица, и каждый посетитель выставки может стать соавтором, прикоснуться к творчеству и специальными витражными красками написать элемент этой картины. Первые перышки птицы-красавицы были расписаны уже на открытии выставки.

Людмила СОКОЛОВА
Екатерина БРЕЗГИНА,
Михаил ЖИГУНОВ (фото)