Учитель пения. Разговор с маэстро и его учениками о музыке и жизни

08.06.2016

«Встречаясь с хормейстерами в Питере и Москве, могу сказать: имя Кирилла Шаленного гремит по всей России, его знают везде».

Учитель пения. Разговор с маэстро и его учениками о музыке и жизни 112 июня заслуженный деятель искусств Российской Федерации Кирилл Шаленный дает в лектории кремля прощальный концерт – 81-летний дирижер, руководитель Академического смешанного хора Городского центра культуры и досуга им. Васильева, передает хор своему ученику.

– Кирилл Антонович, Вы создали уникальный коллектив и руководите им 30 лет. Расскажите, как все начиналось.
– В 1986 году ко мне подошла Галина Семеновна Матвеева, она тогда городской культурой заведовала, и сказала: пора приниматься за самодеятельный городской хор. Нет, говорю, спасибо, мы уже попробовали, ничего не выйдет — какой академический хор в таком маленьком городе, где вся культура подается как народная.
Мы действительно пробовали в 1969 году создать хор из выпускников нашего музыкального училища, которые по разным причинам не работали по своей специальности. Но в них же был вложен капитал — 11 лет музыке учились! Тем более в больших городах тогда уже стали возникать хоры и хоровые общества. Хор собрался, но просуществовали мы только полтора года — областному начальству культуры академический хор оказался не нужен.
В общем, поговорили и разошлись. Через три месяца Матвеева снова подошла: надо попробовать. Ладно, давайте попробуем.
5 октября 1986 года мы собрались на первую репетицию. 10 девчонок пришли, все они пели у меня в хоре музыкального училища. А некоторые даже со школы. Ольга Батманова, например, еще 8-летней девочкой пела у меня в первой музыкальной школе.
Прозанимались два месяца, и нам назначили первый концерт на 20 декабря, в филармонии. Пришло много музыкантов, культурная общественность, чиновники, ответственные за культуру. Пропели мы номеров десять. В хоре уже было к тому времени 15 женщин и 3 мужчин.
Максимальная численность хора была между 1990 и 1997 годом — 48 человек.
– Как приходят люди в хор и почему уходят?
– Приходят по личной рекомендации. Мы никогда не делаем набор, не даем объявлений. Обязательное требование — музыкальное образование. Уходят? Замужество, дети, переезд в другой город, бизнес. У меня поет хозяйка двух магазинов хозяйственных, например, два строителя, которые на шабашки ездят.
– Как менялся репертуар хора на протяжении этих лет?
– Академический репертуар чрезвычайно велик, неисчерпаемо! Всегда в программе были и духовная музыка, русская и зарубежная, и музыка старых мастеров — XVI, XVII, XVIIII века, советская хоровая музыка, зарубежная современная хоровая  музыка.
Редко-редко – хоры из опер, поскольку они обычно требуют сопровождения и, как правило, большого хора.
– За эти годы Ваш хор побывал с концертами во многих странах — Германии, Норвегии, Америке, Испании, Греции. Что более всего запомнилось?
– Сам факт, что мы достаточно много ездили, многое посмотрели. Пели в хороших залах, с прекрасной акустикой. У нас же дефицит залов для хорового пения. В Новгороде – только зал лектория в кремле.
Но во время зарубежных выступлений мы заняты были, конечно,  прежде всего пением. Каждый день – концерт, а иногда и два.
– Стоя спиной к зрителю, дирижер чувствует настроение аудитории?
– Нет. Врать не буду. Это, знаете ли, театральные актеры любят муссировать тему, как они чувствуют зрителя.
– Бывает тяжелая аудитория?
– Бывает. Когда в школе поем, а дети еще слишком малы. Они сидят тихо, но видно, что им тяжело воспринимать. Академическое хоровое пение — не для малышей.
– Когда Вы довольны выступлением своего коллектива?
– Целиком – никогда. Бывает, что отдельный номер — один или два – ничего вышли. Бывает, в общем концерт прошел получше.
– Говорят, что работа любого дирижера, руководителя творческого коллектива – это смесь диктатуры и любви.
– Да-да. Это тоже общее место. Особенно часто об этом любят говорить р-р-режиссеры. Ну и племя!
– А Вы себя как предпочитаете называть?
– Я? Деревенский учитель пения (смеется).
На этой веселой ноте мы прощаемся, и Кирилл Антонович Шаленный спешит на занятия в колледж искусств, где он преподает хоровое дирижирование уже более 50 лет.
Юрий НИКИФОРОВ — руководитель детской хоровой капеллы, председатель Новгородского хорового общества и тот человек, который возглавит коллектив после Шаленного:
– Я приехал в Новгород в 1997 году после окончания Петербургской консерватории. Увидел афишу хора, пришел в лекторий. Со слегка амбициозными настроениями: ну хор и хор. И буквально с первых тактов был восхищен: как все квалифицированно выстроено! Столичный уровень!
Сейчас, встречаясь с хормейстерами в Питере и Москве, могу сказать: имя Кирилла Антоновича гремит по всей России, его знают везде. Не говоря уже про Нижний Новгород, где он учился, – из хорового училища мальчиков ему всегда приветы передают.
В хоре Кирилла Антоновича я пел 10 лет, многое для себя понимал и открывал. Для практикующего дирижера очень важно видеть изнутри работу хорового коллектива, тем более такого квалифицированного. Кирилла Антоновича ставлю вровень со своими консерваторскими профессорами. А в сердце, может быть, и выше. Он для меня — учитель номер один.
В современной истории города академический хор Шаленного – уникальное явление. Это один из немногих коллективов, которые делают культуру в городе сегодня, что, на мой взгляд, явно недооценивается.
Учитель пения. Разговор с маэстро и его учениками о музыке и жизни 3Хормейстер Ольга БАТМАНОВА пришла в хор в числе первых. Она знакома с Шаленным более 50 лет:
– Когда Кирилл Антонович приехал в Новгород, я училась в музыкальной школе, а он у нас был учителем хора. Мы его очень любили. Он был ужасно строгий. Когда сердился, говорил: «Не можешь – так иди к бабушке на печку, пить чай с малиновым вареньем».
Что такое хор в нашей жизни? Вся жизнь! Хормейстер Марина Попова пришла в хор 25-летней девчонкой, а сейчас вышла на пенсию. И нас таких трое.
Хор отличает незыблемая дисциплина. Репетируем каждый вторник и каждую пятницу, все 30 лет, без переносов и изменений! В этом отношении Кирилл Антонович — железный. Он никогда не отменял никакую репетицию. Придает огромное значение мелочам – как встал хор, как расположился. Не для того чтобы произвести впечатление на публику – для нашего внутреннего сосредоточения. И все это в результате работает на произведение.
Духовную музыку мы знали до того, как духовность была разрешена. И ощущение Бога мы получили, не будучи верующими, – вот через это прикосновение к молитве и к пению этой молитвы.
На зарубежных выступлениях после концерта ноты у нас просто рвали. Дирижеры в очередь стояли, чтобы получить партитуры произведения. Кирилл Антонович не упрощает репертуара. Это классика, традиции, которые надо передать. И он хранит эти традиции.
Директор Городского центра культуры и досуга им. Васильева Елена ЯКОВЕНКО уверена:
– Личность такого же уровня, как Шаленный, еще не скоро появится в городе. Кириллу Антоновичу присуще огромное чувство любви и преданности – семье, делу. Он концентрируется на искусстве и достигает таких выдающихся результатов.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.