Со-творчество жизни
«Я всегда с удовольствием бегу на работу и благодарю Бога за то, что я здесь».
В реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Татьяна Павлова пришла в сентябре 1995 года. И вот уже более двадцати лет помогает особым детям на уроках труда найти, раскрыть данные им природой способности и талант.
Учитель географии и биологии по профессии, она всегда любила рукоделие – шить, вязать, вышивать. Поэтому, когда открылся реабилитационный центр для особых детей и там потребовался инструктор по труду, заинтересовалась сразу. Пришла на занятия раз, другой, третий — и захотела прийти надолго: спокойная комфортная атмосфера, уютная домашняя обстановка.
– По иному здесь, работая с такими детьми, нельзя, – говорит Татьяна Леонидовна.
Признается, что в первые месяца два у нее сохранялся учительский комплекс: «Пьедестальное к себе отношение, некий авторитаризм».
– Но когда ко мне подошла девочка и, дергая за юбку, спросила: «Тетя, ты кто?», я растерялась, – рассказывает Татьяна Леонидовна. – Действительно, для них я — просто тетя. Учитель, наверно, в меньшей степени, потому что учить приходится исподволь, а больше проявлять, возможно, даже материнские чувства – кого-то по голове погладить, похвалить, с кого-то надо спросить.
Как учитель труда сначала она делала упор на рукоделие — вязание, вышивку. Потом поняла, что большинству из этих деток, в силу их заболеваний, работа с иголкой и ножницами недоступна. И был некий момент замешательства: какой материал, какая деятельность поможет ребенку реализовать себя? Пока однажды не увидела выставку глиняных игрушек.
Собрала всю возможную информацию и разработала программу глинотерапии для детей с нарушениями развития, по которой успешно работает с 1998 года.
– Глина — уникальный природный материал, комфортный для человека. Очень пластичный и обладающий огромным целительным эффектом, – говорит Татьяна Павлова. – Даже простой контакт с глиной – касание, разминание – благотворно влияет на детей. Это прекрасный тренажер для рук, развивает мелкую моторику, тем самым стимулирует развитие коры головного мозга, речи.
Глядя сегодня на глиняные замки, фигурки сказочных героев и лесных обитателей, вылепленные столь тщательно, детально, ярко раскрашенные, трудно поверить, что все это сделано руками детишек с серьезными недугами. Эти работы выставлялись на городских, областных и всероссийских выставках, международном фестивале «Шаг навстречу» в Санкт-Петербурге.
А начинаются занятия с глиной с игры пальчиками, подготовки рук. Потом разминание, лепка определенной формы. «Мне понравился вот этот дельфинчик. Можно я такой слеплю? – Можно. А с чего бы ты начал лепить? – С подставочки. Можно? – Можно. Но ты слепишь дельфинчика и потом окажется, что подставочка мала или велика. – Тогда нужно начать с него. – А на что похоже туловище дельфинчика? – На морковку. – Молодец! Тогда давай сначала слепим морковку».
– И вот так подталкиваешь-подталкиваешь ребенка к выводам. Мне важно, чтобы он сам находил решение, – говорит Татьяна. – И важно, чтобы ребенок не разочаровался.
За эти годы Татьяной отобраны оптимальные, доступные для детей методики и технологии. Модульная лепка, когда из «кирпичиков» лепится домик или замок, а из шариков — елочка, доступна всем детям, с любыми нарушениями функций. Спонтанная лепка, когда ребенку позволяют экспериментировать, убеждена Татьяна, актуальна для детей с аутизмом, которые не терпят никаких рамок.
– Дети привыкли к своему недугу, не замечают его и от нас хотят помощи. Они хотят, несмотря ни на что, научиться многому, – говорит Татьяна. – И мы здесь как раз призваны это сделать.
Она вспоминает, как одна девочка увлеклась вязанием и стала вязать игрушки крючком, вместе с мамой. Сначала простенькие, потом все более интересные. И был у них даже маленький семейный бизнес. Сейчас Аллочки уже нет (у нее было очень серьезное заболевание), а ее игрушки, очень трогательные, добрые – ежик с лукошком, медвежонок в забавной шапочке, зайчик с салфеткой на шее, лягушка-модница — остались в мастерской.
Каждое занятие — это еще и урок общения, взаимопомощи. «Я им объясняю: тебе никто не обязан помогать и поэтому очень важно, чтобы ты научился просить людей о помощи. Это не стыдно, это вносит ясность в отношения», – говорит Татьяна.
И дети уже приучены помогать друг другу. Когда приходят группой, быстро бегут к ребенку, который не может двигаться, ставят костыли. А учитель замечает: «Алена, смотри, Володя тебе помог, а ты не поблагодарила». – «Ой, спасибо, Володя». Володя улыбается, ему приятно, что это его движение заметили.
– И из таких нюансов и строится все занятие, – говорит Татьяна. – Здесь становишься универсальным педагогом — дефектологом, логопедом, психологом.
…Однажды один из ее учеников вдруг заявил: «Татьяна Леонидовна, ведь вы нас учите не только лепке. Вы учите нас жизни».
Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)
В канун профессионального праздника – Дня социального работника — инструктор по труду реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Татьяна Павлова стала победителем регионального этапа конкурса на звание «Лучший работник учреждения социального обслуживания» в номинации «Специальная премия «За творчество в работе». Желаем ей победы на всероссийском конкурсе!
Кстати. В комитете по социальным вопросам администрации Великого Новгорода работают 54 человека. Средний возраст работников – 45 лет, 99% из них женщины. 70% сотрудников работают более 10 лет. В целом, День социального работника – это профессиональный праздник для 3,5 тыс. жителей области. Как отмечают в региональном департаменте труда и соцзащиты населения, профессия социального работника очень востребована. Их услугами в области пользуются более 160 тыс. человек.