Вот такая история!

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Редакция газеты «Новгород» вместе с Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником продолжают конкурс знатоков города под названием «Вот такая история!».

Напомним, в каждом номере специалисты музея делятся через газету малоизвестными историями из жизни города, как уже признанными наукой, так и существующими как версии, и предложат читателям  вопрос-загадку, чтобы с вашей помощью продолжить ту или иную тему. Лучшие по мнению экспертов музея и редакции ответы  с представлением их авторов будут размещаться на страницах газеты «Новгород», а по итогам конкурса (он завершится в канун нового, 2017 года) определится пятерка лидеров, которые получат призы. Присоединиться к состязанию знатоков города можно на любом этапе. 
Очередная история, предложенная читателям, — о появлении на памятнике Тысячелетию России фигуры Николая I — отца  царствовавшего в то время Александра II. А вопрос к знатокам города звучал так: какие памятники в Новгороде вы знаете, связанные с именем императора Александра II?
Вот что сообщила наша постоянная участница конкурса Татьяна Герасимова: «Император Александр II, годы царствования которого ознаменованы проведением ряда крупнейших реформ, был почитаем всеми. За время его правления – 1855–1881 – население России выросло почти в 2 раза, были построены тысячи километров железных и шоссейных дорог, открыты тысячи школ, больниц, социальных учреждений. По темпам экономического развития Россия занимала второе место в мире. Главная его заслуга – освобождение крестьян от крепостной зависимости. К 50-летию этого великого события по всей стране было установлено несколько тысяч памятников царю-освободителю, в том числе 9 памятников и бюстов — в Новгородской губернии, причем воздвигнуты были исключительно на народные пожертвования.
Самый внушительный памятник («медный, бронзированный») был в Новгороде на пересечении улиц Большой Московской, Большой Михайловской и Знаменской. Автор – скульптор А. Опекушин (он вместе с М.Микешиным работал над памятником Тысячелетию России). Памятник был открыт 22 сентября (по старому стилю) 1913 г. при большом стечении народа. Торжественная церемония была заснята на киноленту, которая впоследствии демонстрировалась в новгородском кинотеатре «Модерн» В.А.Алексеева. С каждого билета пять копеек отчислялись для образования фонда «к поддержанию памятника на вечные времена».
Однако век монумента царю-освободителю оказался недолог: в мае 1920 г. в ходе коммунистического субботника он, как и большинство памятников «императорскому режиму», был уничтожен. Уже в наши дни восстановлены бюсты Александра II в с.Устрека Мошенского района (2012 г.) и в с.Любытино (2014 г.).  21 сентября 2012 г., в дни празднования 1150-летия зарождения российской государственности, в Музее изобразительных искусств был открыт бюст императора. Он установлен у зала, в котором в 1862 году Александр II проводил официальную церемонию празднования 1000-летия Российского государства. Бронзовый бюст (скульптор А.Чаркин по мотивам памятника А.Опекушина) – дар  Фонда «Центр Национальной Славы» Музею изобразительных искусств».
Новая участница конкурса знатоков Нина Андреева добавляет, что с именем Александра II связан памятник Новгородскому ополчению 1812 г., установленный 6 июля 1840 г. в центре новгородского кремля по проекту А.Брюллова. В 1860 г. по просьбе императора Александра II, который обратился к новгородцам с просьбой освободить место в кремле под знаменитый памятник Тысячелетию России, обелиск перенесли на Софийскую, центральную площадь Новгорода. При советской власти, в 1933 г., монумент ополченцам демонтировали, а в 2012 г. он был воссоздан и сейчас украшает территорию комплекса «Манеж».
Жюри также отмечает ответы Александра Еременко, Светланы Егоровой и Юлии Маничевой.

НЕ МОЖЕТ  ПУШКИН БЫТЬ НИЖЕ ГОГОЛЯ! 

Привычная  новгородцам композиция «Лермонтов, Пушкин и Гоголь» на памятнике  Тысячелетию  России изначально была задумана автором М.О.Микешиным совсем  иной. Все три фигуры должны были стоять на одном уровне, что, само собой, выдавало небольшой рост Пушкина. Такое решение не устроило Александра II. «Как это Пушкин, великий поэт, может быть ниже Гоголя?» –  вопросил  изумленный император, и композицию дополнили «ступени», верхнюю из которых справедливо предоставили «солнцу русской поэзии», а Лермонтову волею скульптора пришлось  в задумчивости слегка «согнуться».

ВОПРОС

Кто из персонажей памятника Тысячелетию России воплощен на нем дважды? Почему?


Ответы объемом не более 1,5 тыс. печатных знаков направлять по электронной почте newspaper_nov@list.ru  или в бумажном виде приносить  в редакцию по адресу:
 Воскресенский бульвар, д. 10, каб.1.