Художник здешних широт

09.07.2016

Александр Алексеевич Варенцов — заслуженный художник России, обладатель единственной в Великом Новгороде частной галереи,
а также Серебряной медали Русской Академии Художеств. Является членом Петербургской Академии и Союза художников России. Благодаря ему в нашем городе открылась первая детская художественная школа, появилась кафедра архитектуры в НовГУ, действует Государственный музей художественной культуры Новгородской земли. Александр Алексеевич проводит ежегодные пленэры «Мастерская реалистичной живописи», которые посещают новгородские художники, чтобы повысить уровень своего мастерства.

На днях мастеру исполнилось 67 лет — чем не повод встретиться и пообщаться. В стиле блиц-интервью, например.

— Откуда вы черпаете вдохновение? Может быть, это простые вещи или природа?

— И то, и другое, и третье, но главное — работа! Потому что только в процессе работы ты развиваешься. Вдохновение приходит и уходит, когда ты уже работаешь.

— На ваш взгляд, что в художнике главное?

— Художником становятся. Чувство прекрасного, как и чувство безобразного — это чувства врожденные, другое дело — как они развиваются. Так что главное — нравственная позиция, потому что рисовать может научиться каждый.

— Есть художники, которые вас вдохновляют?

— Мне художники вообще все интересны. От наскальных изображений до сегодняшнего дня.

— У вас была альтернатива профессии?

— У меня все было, чтоб я не стал художником. Даже когда в СХШ (СПГАХЛ им. Б.В. Иогансона. — прим.ред.) поступал, мне там сказали: «Ну, займись чем-нибудь другим. Чтобы человек стал художником, надо через многое пройти. Мне вот, например, жалко иногда: у меня много было учеников, но сопротивления жизни они не выдержали.

— Родители поддерживали вас?

— У меня отец военный был, поэтому я с пяти лет посещал Русский музей и Эрмитаж. Папа мой был любитель, много рисовал, но война (военное дело. — прим. ред.) мешала ему этим заниматься. Мама у меня литератор. Так что с родителями благополучно.

— Как родители относились к тому, что вы собираетесь связать свою жизнь с искусством?

— Положительно. Они только испугались, когда я в шестом классе принес домой череп, который нашел на раскопках. Я носил этот череп с собой в студии, а потом и в нашу ДХШ насобирал кости коров, лошадей, людей.

— А как вы открыли свою первую выставку?

— Первая моя персональная выставка состоялась в 1971 году. Я тогда учился на пятом курсе (РГПУ им. А.И. Герцена. — прим. ред.). У меня были сложные отношения с преподавателем, и я перестал ходить на занятия. И что со мной делать? Надо было исключать. Но он попросил меня принести свои работы, которые я дома писал. Я принес, меня похвалили, поругали и решили открыть мою персональную выставку. Собрались преподаватели, студенты, люди с улицы.

— Вы следите, какое образование в Герцена сейчас?

— Слежу. У меня дочка окончила Герцена, преподавателей знаю. Но там больше искусствоведческое и скульптурное образование. Обычно в педагогике две беды — это художники, которые не умеют преподавать, и преподаватели, которые не умеют рисовать.

— Только молодые художники посещают ваш пленэр «Мастерская реалистичной живописи»?

— Нас посещают люди от самого раннего возраста (4 года) до довольно позднего (83 года). Берем всех желающих. Человека научить нельзя, если он не хочет. Но способности есть у каждого, и наша задача — помочь раскрыть эти способности.

— Новгородскую ДХШ вы создавали один или с коллегами?

— С коллегами и с боем. Мне было 23 года. Я авантюрно захватил помещение, потом отстроил там третий этаж, а это ведь тоже авантюрно — памятник архитектуры же! Много чего рассказывать, много было приключений. Даже когдая открывал ДХШ, мне говорили: «А зачем вы художественную школу открываете, у нас и так три музыкальных.

— А почему ушли?

— В знак протеста. У меня была идея создать школу-училище, чтобы в одной структуре ребята могли заниматься 12 лет, но она у меня не реализовалась.

— Как вы оцениваете художественное образование в Великом Новгороде сейчас?

— Музыкальная культура у нас еще на уровне, а художественная — быстро падает.

— А к граффити как относитесь?

— С досадой. Это должно быть одной из форм монументального искусства, а на деле — хулиганство. Вот тут неподалеку выкрасили двери, а кто-то попытался там что-то изобразить и в итоге испортил труд людей. Я видел разные граффити: и у нас, и за рубежом, и под мостами, и на домах, и на заборах. Везде очень низкий уровень. Это, как правило, переливы одного и того же, поскольку даже те же шрифты — и в Германии под мостом, и у нас на заборах — одинаковые. Оно (уличное искусство. — прим. ред.) и не протестное, потому что протест должен быть на уровне. А когда не владеешь языком, то результат переворачивается.

— Насколько тяжело быть художником в современной России?

— Очень тяжело. Во-первых, когда начинается становление ребенка (все дети художники и поэты), родители отправляют его в специальное место, и он развивается.

Потом в семнадцать многие соскальзывают на этом этапе, находят что-то более практичное — уже подрoсток осознает свой путь, поступает в институт, оканчивает его и начинается самое сложное: где работать, надо иметь собственную мастерскую и т.д. Мальчишкам проще, женщинам сложнее: они детей не бросят, хотя женщины по природе более одарены, они более тонко чувствуют. Но художниками становятся мальчишки. В итоге все работают, а в свободное время занимаются творчеством. Лучше преподавать, потому что преподаватели занимаются своим делом и передают умения, опыт. А если кто уходит в дизайн, то он уже заканчивает свой путь как художник. Потом показ на выставках; беда в том, что конъюнктуры больше, от этого плохих работ больше. У них, молодых, не хватает опыта, поэтому они делают то, что не совсем удачно, но им никто не подскажет, а может быть, даже похвалят, и тогда художник постепенно съезжает в халтуру или начинает работать на заказчика, а вкус у нашего обывателя плохо развит.

— Вы согласны с тем, что во многих университетах ломают художников и подгоняют их под определенный стандарт?

— С этим я не согласен, поскольку это зависит только от педагогов и от программы. Если там занимаются только ремеслом, то это беда. У искусства два чудовища — это талант без ремесла и ремесло без таланта. Чтобы профессионально говорить о языке, надо развивать способности, талант и набираться опыта.

— Существует мнение, что русское искусство широко ценится за рубежом. У вас были мысли о переезде?

— Мыслей о переезде у меня не было, потому что мне нравится здесь. Мое творчество питает эта среда со всеми ее недостатками. Мне нравится Новгородская область и северные земли. Я художник этих широт.

— и все же вы часто выставляетесь за рубежом, и как там относятся к русскому искусству?

— К нашим работам относятся очень хорошо. Особенно итальянцы, французы и китайцы. Последние буквально скупают наше искусство. Там (в Китае. — прим. ред.) восемь галерей, которые занимаются только русским искусством. Мы со Светланой Акифьевой (женой А.А. Варенцова. — прим. ред.) вывезли туда более 400 работ.

— За что иностранцы так ценят русское искусство?

— За правду жизни.

— Ценится ли в наше время труд художника?

— Нет. Сказывается политика государства. До 17 века художник был на службе у религии, потом — у светского общества, к концу 19 веках художники захотели свободы, но в то же время хотели, чтобы их содержало государство. Сейчас одни работают для себя, а другие — на угоду государству.

— Как Никас Сафронов?

— Ну, это просто беда. Он обслуживает определенную кучку людей, которые в искусстве ничего не понимают.

— А на какого современного деятеля культуры, по вашему мнению, стоит обратить внимание?

— Я сказал бы так. Нужно смотреть все(!) и пытаться разобраться, что нравится, а что — нет. И почему. Даже на субъективном уровне. Иногда бывает, что на каком-то этапе не нравится, а потом понимаешь, что это было выше твоего уровня.

— А вы подарили 6ы кому-нибудь свою картину?

— Подарил бы, всегда дарил. Когда открывали музей, который находится на площади (Победы-Софийской. — прим.ред.), я подарил свои работы. Также я с каждой персональной выставки дарю.

— А какие у вас планы на лето?

— У нас пленэрный сезон, поэтому периодически куда-нибудь уезжаем. Сейчас мы едем в Болгарию. В прошлом и позапрошлом году ездили в это время в Грецию. Хотя я люблю Новгородскую область, но периодически ради контраста можно. Будем делать выставку: архангельская и греческая деревня одновременно. Выставка будет проходить у нас в городе.

— В свои 67 вы добились всего, чего желали… Или есть еще вершины, которые надо покорить?

— Я только в самом начале, потому что чем больше ты постигаешь, тем больше тебе открывается.

— Ваши пожелания нашим читателям…

— Моry только пожелать интересоваться искусством, потому что, во-первых, оно многогранно, а во-вторых, обогащает людей. Искусство открывает в тебе то, чего ты и не предполагал.

Александр КОРШЕНЮК, Дарья ЕФРЕМОВА
Анна БОЧАРОВА (Фото)



Читайте также


Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.