Сувенир – это серьезно

Как и воспоминание, которое увозит турист из города, сувенир должен греть душу.

Что мы подразумеваем под словом «сувенир»? Чаще всего какую-то безделицу, вроде магнита на холодильник или кружки с фотокартинкой, которая должна напоминать нам о событии. Меж тем потенциал сувенира как хранителя индивидуальной памяти значительно шире.

Прогулка по сувенирным лоткам и киоскам в центре города вызывает досаду: на прилавках много предметов, которые с большей долей вероятности можно встретить в других городах страны и даже зарубежья. Меняется только рисунок и надпись. Что может выбрать турист в качестве памятного знака о пребывании в Великом Новгороде? Берестяную шкатулку или туесок? Но такие же, только, может быть, с другим рисунком, можно найти в Вологде, Владимире и еще дальше, в Сибири. Деревянную расческу или заколку? Очень распространенный сувенирный продукт. Миниатюрные лапоточки? А между прочим, средневековый Новгород, как утверждают археологи, предпочитал кожаную обувь.
Как меняется спрос на сувениры, почему сегодня в сувенирной продукции, предлагаемой в городе, практически отсутствуют наши новгородские образы – купец Садко, мальчик Онфим, в каком направлении будет развиваться сувенирная ниша – эти вопросы мы предложили обсудить экспертам.
Елена ЖИРОВА, арт-директор галереи «На Торгу»:
– За те 23 года, что мы работаем, изменился и спрос, и взгляд на сувенир. Но образы города остались теми же, что и прежде. Что видит турист, приезжая в наш город? Софию, памятник 1000-летию России, кремль. Вот это и покупается. Раньше – на плакетках, на значках, на инкрустированных досках, в лаковой миниатюре. Поскольку работали фарфоровые заводы, эти образы воплощались и в фарфоре. Сейчас – на магнитиках, на кружках.
Не надо предлагать туристу сувениры, значение которых следует разъяснять. Это как при прокладке дорожек в парке – используйте протоптанные маршруты. Турист, приезжающий на один день, не увидит, не успеет прочувствовать образ мальчика Онфима, поэтому такой сувенир не востребован.
На рынке 80% сувениров – это, как я называю, «китайщина», т. е. шаблонные вещи. Надо предлагать тиражируемый, но авторский сувенир. Те же самые магниты, но от новгородских художников. У нас замечательная когорта художников! Посмотрите на сувенирную продукцию Николая Михайловича Локотькова, чья выставка работ сейчас проходит в музее изобразительных искусств, – лубочные картинки, но это читаемо, солидно.
У нас есть внутренняя программа – каждые два-три месяца мы в галерее делаем камерные выставки. Приглашаем разных художников, отовсюду, которые работают с разным материалом и в разной технике. И первая наша к художнику просьба: сделайте к выставке авторскую работу, которая бы передавала ваше представление о нашем городе и была бы недорогой. Многие откликаются.
Так, Эмилия Шеламова из Петрозаводска, чья выставка проходит сейчас, сделала картину, которую назвала «Ярмарка». Купола Софии, новгородская звонница, торговые лавки с вывесками «блины», «рыба», «чай» – так художник увидела новгородский торг. Оригинал выполнен на дереве. Мы делаем печать этой работы на керамической плитке, что в несколько раз дешевле оригинала (и сама плиточка в рамке представляет собой интересную вещь), печатаем открытки, которые стоят совсем недорого. И эти вещи – авторские, очень личные, малотиражные – не залеживаются.
Есть самобытный художник, который в современном стиле делает незамысловатые фигурки из дерева. Попросили его сделать что-то по Новгороду – он предложил нам замечательные домики и фигурки с «новгородскими» надписями. И это тоже востребовано. Такие примеры можно продолжить. В сезон с нами работают около трехсот художников.
Очень жаль, что исчезла синяя кобальтовая посуда. Она была символом нашего города. Почему? Потому что была непохожа на тот кобальт, который делал тогда, например, Ленинградский (ныне Императорский) фарфоровый завод, на другую синюю посуду. Она была тактильна – ты ее брал в руки и понимал, что масса сделана здесь, она «своя». Недавно бизнесмен, с которым мы работаем, повторил кобальтовую кружку на производстве в Китае. Но она другая – чужая, «холодная».
Сейчас больше становится семейного, самостоятельного туризма, который предполагает свободную программу пребывания, а значит, позволяет предложить туристу новые, активные формы знакомства с городом. И – новые сувениры. Например, в мастерской «Новгородская печатня» мы предлагаем мастер-классы для погружения в историю и технику печатной графики. Это и событие, и собственноручно сделанный сувенир – открытка, которую человек сам нарисовал и тут же отпечатал. Технологии печати активно развиваются, и сюда уходит спрос.
Виктория СПИРИДОНОВА, председатель клуба маркетологов при Новгородской торгово-промышленной палате:
– Меня, если честно, удивляет, что нет сувенира ни с Садко, ни с мальчиком Онфимом. Мы специально объезжали сувенирные лавки и целенаправленно искали Садко. Не нашли. Ни одного. Ни значка, ни тарелочки, ни магнитика.
Когда мы приглашали в гости в Великий Новгород автора «Сказочной карты России» Алексея Козловского, чтобы он на опыте других регионов рассказал, как нам сделать Садко прибыльной былью, то обсуждали и вопрос сувенирной продукции. Представители агентства «Аспект-Н», которые были на встрече, сказали, что пытались рисовать Садко, но он никак не вписывается в сувенирку. Недавно они придумали сувенир «НовгорЁжик» и сейчас активно его продвигают.
Да, образ Садко сейчас не раскручен. Но если Новгородская торгово-промышленная палата, например, будет вручать премию «Садко» лучшим купцам-предпринимателям Новгородчины, то образ Садко как удачливого новгородского купца удастся раскрутить. С приметами и ритуалами, вроде как «перед запуском нового дела приехать на родину Садку и кинуть монетку в Ильмень-озеро на удачу».
Будем надеяться, что детям и молодежи понравится новый мультик о Садко, который готовится к выходу в 2017 году продюссером Сергеем Сельяновым.
Если все получится и сложится, то Садко «зазвучит» и станет нашим ярким брендом. Тогда и сувенирная продукция с образом нашего былинного героя станет модной и популярной. (от редакции: можно использовать и другие образы – см. на стр. 7.)
Андрей КАТАЕВ, директор ООО «Мастерская регионального туризма», видит большой потенциал у разработанных им проектов «Мы Ж Новгородцы», «Жива Ж Земля Новгородская» и «WELIKE NOVGOROD». По словам Андрея, все эти бренды хорошо ложатся на сувенирную продукцию: футболки, сумки, обложки для документов оригинального дизайна с новой символикой.
– Сейчас мы разрабатываем упаковку с символикой проекта, – говорит Андрей. – Чтобы уже здесь комплектовать подарки по желанию заказчика: футболка плюс баночка меда, упаковка чая или, например, салфетка с крестецкой строчкой плюс мед, чай и т. п.
...Все-таки сувенир всегда несет в себе индивидуальный смысл (для кого-то галька просто камушек, а вы, зажимая ее в руке, вспоминаете так много!). Это всегда напоминание о личных впечатлениях, эмоциях, переживаниях, сопровождающих событие, путешествие. И на сувенирных прилавках мы покупаем не просто памятную вещичку, а символ города, того города, образ которого сложился лично у нас в ходе знакомства с ним.
А оставшийся в памяти гостя образ города – это уже серьезно. Для города.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

P. S. Конечно, это неоконченный разговор на тему новгородского сувенира – овеществленной памяти, которую увозит турист из нашего города. Мы будем рады услышать ваши мнения и предложения. Отзывы можно оставлять в комментариях под этой статьей на сайте газеты «Новгород» (www.gazetanovgorod.ru), присылать их нам  электронной (newspaper_nov@list.ru) или обычной почтой.  Возможно, в ходе обсуждения родятся идеи для новых предпринимательских проектов.