Юрий Бобрышев:  «Жесточайший режим экономии включен»

О социально-экономическом развитии города и дальнейших перспективах – в интервью мэра Юрия Бобрышева нашей газете.

Бюджет Великого Новгорода ждет секвестр, однако городские власти не пошли по пути общего сокращения всех расходов, а ищут варианты экономии, чтобы социально значимые статьи не были затронуты.
Есть и хорошая новость для водителей — Колмовский мост будут ремонтировать,  и уже объявлен конкурс на разработку проекта, а также ожидается модернизация ливневой канализации. Об этом и многом другом – в интервью мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева.

– Юрий Иванович, ситуация с исполнением бюджета в первом полугодии, обсуждавшаяся в начале августа на аппаратном совещании под вашим руководством, остается сложной. Какие меры будет принимать администрация в данном случае?
– Только сейчас исполнили половину доходной части бюджета, а должны были достигнуть этих показателей на 1 июля. Мы планировали, что рост НДФЛ (если мы говорим о налоговых поступлениях) будет порядка15%, то, соответственно, и рост зарплаты должен быть такой, иначе откуда деньги возьмутся в бюджете. По нашим расчетам, показатель по НДФЛ не будет выполнен в этом году в тех параметрах, которые планировались. Хотя он будет выше прошлого года где-то на 4%, но увы! – никак не на 15%. В связи с этим уже выпадает около 50 млн рублей.
Второе – пополнение доходной части бюджета за счет продажи имущества на сумму 183 млн рублей. Эти объекты у нас есть, они прошли независимую оценку стоимости у экспертов. Однако сейчас на рынке недвижимости наблюдается стагнация, и мы рассчитываем, что от продажи имущества мы получим 50–60 млн рублей. Среди них есть здания, являющиеся памятниками архитектуры, соответственно, на них наложены определенные обременения, и будущий собственник должен его сохранить, потому бизнесу не очень выгодно покупать такие объекты. Итого: под 200 млн рублей у нас набирается неисполнение бюджетных показателей по доходам.
Ситуация с бюджетом этого года была рассмотрена в правительстве региона с участием первого вице-губернатора Вероники Мининой. Мы обращались с просьбой выделить нам бюджетный кредит, потому что у нас большие суммы тратятся на обслуживание коммерческих займов. Еще один вариант – помочь городу другими субсидиями. Договорились, что в сентябре мы вновь рассмотрим ситуацию с исполнением бюджета города и будем решать, какие меры необходимо принять. Либо искать дополнительные источники, что маловероятно, либо экономить. Нами подготовлен вариант секвестирования расходной части бюджета.
– На чем будете экономить?
– Сразу скажу, что паниковать не стоит. Часть экономии идет за счет удешевления аукционов, когда начальная цена на торгах снижается. Если раньше эту разницу мы тратили на другие нужды, то сейчас эти деньги идут на уменьшение дефицита бюджета. Дальше – незаключенные контракты. Мы не пошли по банальному пути сокращения расходов по всем статьям бюджета, а работаем точечно. И отмечу: все, что необходимо сейчас делать, на это у нас деньги есть. К примеру, подготовка школ и детских садов к новому учебному году, к отопительному сезону, зарплату бюджетникам тоже будем выплачивать. Скажу так: жесточайший режим экономии уже включен. Я уже неоднократно говорил о том, что необходимо увеличить норматив отчисления НДФЛ, сейчас это 15%, а надо минимум  22%. Вот тогда город будет более-менее нормально существовать! При формировании бюджета на следующий год буду вновь поднимать этот вопрос.   
– Осенью начнется работа над бюджетом 2017 года. Все вышеперечисленное будет учтено? Президент, к слову, уже заявил о необходимости перехода к трехлетнему планированию бюджетов, как было в докризисные времена. А потому интересно: вы сторонник однолетнего или трехлетнего планирования главного финансового документа?
– Безусловно, мы учтем низкий спрос на недвижимость и рост НДФЛ. Что касается планирования бюджета, то я сторонник трехлетнего периода. Это позволяет нам планировать свои траты и договариваться с подрядчиками об отсрочке платежей. К примеру, работу выполнили в 2017 году – получили часть денег, а остаток в следующем году, и это дает нам маневр. При однолетнем периоде, как сейчас, этого сделать невозможно.
– Проявляют ли интерес инвесторы в это неспокойное время?
– В последние годы у нас открылись новые производства: завод трансформаторов – они ежегодно увеличивают объемы производства, завод «Стеклопластик» также увеличивает объемы продукции и работает на космическую, оборонную промышленность. Сейчас голландцы пришли (компания «Бердекс») и уже в этом году выпустят первые прицепы для перевозки скота. «Акрон», как известно, запустил новое производство– «Аммиак-4». Корпорация «Сплав», заводы «Планета», «Квант», «Старт», завод по производству горного оборудования, компания «Новтрак» постоянно расширяют и модернизируют свое производство и увеличивают объемы готовой продукции. Сегодня инвестору мы можем предложить 21 площадку для организации производства, все они имеют инфраструктуру. Информацию о них можно найти на официальном сайте администрации города.
– Ремонт дорог – все ли успеем?
– В этом году у нас складывается удачно с аукционами по ремонту дорог. Работают наши подрядчики: «Трест-2», «СМУ-57», «НДРП», «Стройкапитал». Основные работы ведут первые два. Я не люблю сослагательного наклонения, но если бы не дожди, то ремонты дорог мы бы завершили к 1 сентября. Однако мы рассчитываем, что все работы этого года будут сданы в срок до 22 октября. Если говорить по объектам, то строится улица Аркажская, ведущая к строящемуся микрорайону «Аркажская слобода», сети уже проложены, идет укладка щебня, и пока все складывается так, что работы завершим полностью в этом году без переноса на 2017 год. Улица Аркажская будет выходить на улицу Арциховского, а она – на Луговую, которую начали строить в прошлом году, но подрядчик не справился с работами. По другим масштабным работам: заканчивается ремонт на Сырковском шоссе, делается дорога до металлургического завода. В сентябре начнутся работы по расширению улицы Нехинской и Юрьевского шоссе. Идут ремонты на улицах Державина, Ломоносова, Павла Левитта, Мусы Джалиля и многих других. Продолжение улицы Большой Московской до третьего моста – работы начнем также в этом году. Отмечу, что работы ведутся качественно и фирмы новгородские.
– Юрий Иванович, а что с Колмовским мостом? Водители ждут...
– Экспертное заключение у нас уже есть. Нами объявлен аукцион на проект капитального ремонта моста и рассчитываем, что в следующем году мы его получим. По предварительным расчетам, стоимость ремонта – 500–600 млн рублей. Работы хотим начать в 2018 году, и объясню почему – нам надо успеть достроить улицу Большую Московскую с выходом на третий мост для того, чтобы полностью закрыть Колмовский мост на ремонт. А если делать одновременно, то нужен
1 млрд рублей. Конечно, таких денег не будет – это треть всего дорожного фонда области.
– Ливневая канализация – еще одна городская проблема. Как планируете решать ее?
– Около 40% города вообще не имеет ливневой канализации. Сейчас, когда проводятся работы во дворах, восстанавливаем коллекторы. Есть ситуация, когда топит у нас улицу Белова, в Западном районе, страдает автовокзал, но мы уже знаем, что там надо увеличивать диаметр ливневки, и осенью мы займемся этим вопросом. Сейчас идет процесс передачи ливневой канализации из обанкротившегося «Ремстройдора» в «Водоканал», и до конца года эта работа будет выполнена. На решение проблем ливневой канализации будет направлено 46 млн рублей.
Но надо понимать, что когда за сутки выпадает половина месячной нормы осадков, то никакая ливневка не справится, потому я не стал бы драматизировать ситуацию. У нас больше проблем с выпусками в реку Волхов, у нас их порядка 40 и большинство из них не имеет очистных сооружений. Мало кто знает, но у нового моста они есть, и вода, которая собирается вокруг переправы, проходит через локальные очистные сооружения. В перспективе такие системы должны появиться на всех выпусках, этим вопросом и будет заниматься «Водоканал».

Беседовал Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)