Вот такая история!

24.08.2016

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Продолжаем конкурс знатоков города под названием «Вот такая история!», организованный редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником.

Напомним, в каждом номере специалисты Новгородского музея-заповедника делятся через газету малоизвестными историями из жизни города, как уже признанными наукой, так и существующими как версии. После чего в продолжение темы читателям предлагается вопрос-загадка.
В этот раз нашим читателям было предложено поделиться историями про новгородские колокола.
В состязание знатоков города вновь (после похода) включился учащийся гимназии №1 Александр Еременко. «В газете поведали нам одну из версий о Вечевом колоколе, но говорить о том, что Великий Новгород после переезда Вечевого колокола остался без колоколов, нельзя, – пишет гимназист. – Рядом с Софийской звонницей на постаментах под открытым небом стоят 14 образцов литейного искусства. Из них как самые древние: первый весом в 80 пудов отлит в 1589 году по заказу Бориса Годунова для города (Годуновский колокол), а второй весом в 200 пудов — в 1599 году для новгородского Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря (Полиелейный благовестник). Другая история – из военного времени. В августе 1941 года, когда фашистские войска приближались к Новгороду, поступил приказ об эвакуации колоколов с Софийской звонницы, но во время бомбежки баржу с тремя самыми большими колоколами разбило прямым попаданием, а колокола опустились на дно Волхова. Два самых крупных колокола зарыли близ Детинца в землю. От рядом упавшей авиабомбы звонница также сильно пострадала, артиллерийским огнем было разрушено крыльцо. Позже, в 1948 г., звонница была восстановлена, и сейчас там действует выставка «Древние колокола Великого Новгорода».
Юлия Маничева, одна из самых активных участников конкурса, прислала также несколько историй. В том числе – о знаменитом колоколе, установленном на постаменте возле Софийской звонницы. Он  имеет три пояса орнамента, а внизу надпись: «А лил софийский домовой мастер Ермола Васильев» (1659 г.). Надпись говорит о том, что при Софийском соборе был уже свой мастер-литейщик, который отливал колокола для храма. Читательница рассказала и про Благовестный колокол (весом 250 пудов) для Софийского собора, отлитый по благословению владыки Макария в 1530 году в честь рождения наследника у великого князя Московского Василия Ивановича. 25 лет спустя был отлит еще один колокол для звонницы Софийского собора весом уже 500 пудов. Он недолго был большим благовестником Новгорода Великого, позднее был вывезен в Александрову Слободу во время карательного похода на Новгород царя Ивана IV Грозного  в 1570 году и помещен на Распятскую колокольню. В конце XVI в. оказался в Москве, а в 1730 г. его перелил мастер Иван Моторин по указу императрицы Анны Иоанновны. Ныне он находится на колокольне Ивана Великого под названием Новгородский. А в Антониевом монастыре в Новгороде сохранялся до 19 века замечательный колокол в 165 пудов, слитый по повеленью царя Ивана Грозного в 1573 году. Очевидно, Иван Грозный, разорив Новгород и обитель преподобного Антония, впоследствии сожалел об этом, так как он вернул все драгоценные сосуды, взятые из монастыря, и приказал отлить названный выше колокол. В этом же монастыре на паперти собора находится небольшой колокол в 1 пуд 10 фунтов, считаемый современным преподобному Антонию.
Спасибо всем, кто прислал свои версии ответа, и публикуем от сотрудников музея очередную  малоизвестную историю с вопросом.

Вот такая история! 1«БЕДНЫЙ» ГЕРЦЕН

Сосланный в Новгород в ссылку за вольнодумство Александр Иванович Герцен не бедствовал. Не нуждающийся в средствах он поселился в лучшей гостинице Новгорода, в каменном доме купца Шебякина на углу Буяновской и Большой Московской улиц (это здание сохранилось до сих пор). Работал Герцен советником губернского правления. Кабинет его располагался в здании Присутственных мест, где он  вел всю губернскую статистику, в том числе и отчеты по ссыльным, коим и сам являлся. Сохранилось много историй, связанных с пребыванием писателя в Новгороде. Однозначно, что человек он был яркий, незаурядный. Только Герцен мог позволить себе сидеть во время визита военного губернатора, в то время как остальные чиновники приветствовали начальника в согбенных позах. И даже рассказывают, что однажды перестал опальный чиновник ходить на работу, наскучило, мол, ему перебирать цифры. Через месяц замерло делопроизводство, перестали идти отчеты в столицу. Сам губернатор новгородский якобы писал царю, чтобы тот отменил ссылку Герцену, «остановившему губернию». Было ли не было, а дыма без огня не бывает. Так ли уж отличился Александр Иванович в Новгороде или оговорили классика новгородцы, только ссылку ему и в самом деле сократили. Проведя в Новгороде менее года, уехал Герцен в Лондон издавать свой «Колокол». Видать, тоже помнил Новгород.

ВОПРОС: Кто еще из известных и знаменитых людей останавливался в той гостинице на Большой Московской?

Присоединиться к состязанию знатоков города можно на любом этапе. Конкурс продлится до конца 2016 года. Наша газета обязательно расскажет о победителях, им будут вручены призы. Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб.1.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.