Соблюдать баланс интересов

По Великому Новгороду курсируют ежедневно не менее 180 автобусов и 16 троллейбусов, перевозится в среднем  127 тыс. пассажиров.

Немногим более года назад полномочия по транспортному обслуживанию города  перешли на областной уровень. Как это отразилось на положении дел в «Автобусном парке» – основном перевозчике в Великом Новгороде? Об этом  и не только – в интервью с вице-губернатором Юрием МАЛАНИНЫМ, курирующим в числе прочих и вопросы транспорта.

– Юрий Сергеевич, по вашей оценке, есть ли перемены у основного городского перевозчика?
– На тот период, когда решался вопрос о передаче полномочий на областной уровень, «Автобусный парк», и это не секрет,  находился на грани банкротства. Перевозками общественным транспортом в Великом Новгороде, как известно,  занимаются 4 предприятия, из них  ОАО «Автобусный парк» – ведущее, на его долю приходится 65%  пассажироперевозок. Тогда ежемесячные  его убытки  доходили до 12 млн рублей, а за год они составляли порядка 144 млн. Ни один хозяйствующий субъект выжить при таких   показателях не в состоянии. Так что решение о передаче в областную собственность 100% акций ОАО «Автобусный парк», принятое Думой Великого Новгорода и одобренное правительством Новгородской области, было своевременным и, считаю, правильным. Прежде всего, проанализировали финансово-хозяйственную деятельность и пришли к выводу, что экономикой руководство предприятия не занималось. Поэтому произвели замену директора, совета директоров акционерного общества,  утвердили новый состав ревизионной комиссии. Далее осуществили ряд мероприятий по оптимизации хозяйственной деятельности и численности работников. Результаты предпринятых шагов ощутили уже в конце 2015 года: предприятие за 7 месяцев стало работать без убытков. Сейчас ситуация здесь стабильная, как подтверждение этого – «Автобусный парк» впервые за несколько лет смог приобрести в лизинг 12 не подержанных, а именно новых автобусов  «Ютонг», работающих на экономичном газовом топливе. В планах —  до конца года закупить еще партию машин и дальше обновлять не только автобусный, но и троллейбусный парк. 
–  Значит, троллейбусное сообщение сохранится?
– Конечно, троллейбусы будут жить и работать.  Но оптимизация коснулась и их,  убыточные и маловостребованные  маршруты сокращены, из 5 осталось 3, трогать их не собираемся. Другое дело — надо срочно менять давно изношенные машины. Этот вопрос сейчас прорабатывается. 
О развитии троллейбусного движения, например в расстраивающийся Псковский район, или других маршрутах пока речи нет. Потому что троллейбус купить — это лишь небольшая часть дела, основное — прокладка контактной сети, а это уже серьезные капитальные вложения. Есть возможность привлечь какого-нибудь инвестора, но ему нужны гарантии того, что потраченные денежные средства вернутся за счет тарифа или бюджета.
– Шли разговоры о том, что слишком дорого  обходятся автобусы, взятые в аренду. На сегодня эта тема закрыта?
– Всего погашено около 166,4 млн рублей арендных платежей. Сейчас в апелляционной инстанции Санкт-Петербурга – иск о признании недействительными дополнительных соглашений об аренде автобусов на прежних условиях, то есть надо учитывать, что автобусы уже не новые, а расходы на содержание изношенных достаточно высоки. Судебные споры продолжаются.
– Какие перемены готовятся на рынке пассажирских перевозок города?
– Одна из задач — введение электронной системы учета билетов. Ряд перевозчиков сопротивляются и не хотят этого новшества, потому что такая система предельно прозрачная: можно четко проследить, какая наполняемость автобусов, в какие периоды. Это станет серьезным материалом, чтобы подойти к очередному этапу оптимизации. Если посмотреть, в час пик автобусы и на 70% не всегда заполнены. Не собираемся возвращаться к тому, чтобы перевозить горожан как селедок в бочке, но и полупустые автобусы гонять по каким-то маловостребованным маршрутам – слишком дорогая себестоимость таких поездок получается. Расходы на топливо, запасные части, индексация зарплаты водителям постоянно растут, объективно остановить этот процесс мы не можем, но сдерживать темпы роста обязаны, что и стараемся делать в рамках переданных полномочий.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

Цифры и факты. По информации городского комитета по социальным вопросам, адресную социальную поддержку возмещения расходов, связанных с приобретением проездных билетов на поездки в общественном городском и пригородном транспорте, получают 7 тыс. 700 жителей Великого Новгорода из числа разных категорий льготников. На эти цели из областного бюджета с начала года израсходовано 16,5 млн рублей, из городского — 12,6 млн рублей.

МЕЖДУ ТЕМ. В рамках развития проекта «Мобильная библиотека» компания МТС совместно с ГБУК «Новгородская областная универсальная научная библиотека» и ОАО «Автобусный парк» запустили в Великом Новгороде литературные автобусы и троллейбус. Пользователям современных гаджетов доступны свыше 150 произведений русских и зарубежных авторов,  собранных в проекте, и еще 43 оцифрованных редких издания по новгородике XIX – начала XX века из фонда областной библиотеки.