Соблюдать баланс интересов

14.09.2016

По Великому Новгороду курсируют ежедневно не менее 180 автобусов и 16 троллейбусов, перевозится в среднем  127 тыс. пассажиров.

Немногим более года назад полномочия по транспортному обслуживанию города  перешли на областной уровень. Как это отразилось на положении дел в «Автобусном парке» – основном перевозчике в Великом Новгороде? Об этом  и не только – в интервью с вице-губернатором Юрием МАЛАНИНЫМ, курирующим в числе прочих и вопросы транспорта.

Соблюдать баланс интересов 1– Юрий Сергеевич, по вашей оценке, есть ли перемены у основного городского перевозчика?
– На тот период, когда решался вопрос о передаче полномочий на областной уровень, «Автобусный парк», и это не секрет,  находился на грани банкротства. Перевозками общественным транспортом в Великом Новгороде, как известно,  занимаются 4 предприятия, из них  ОАО «Автобусный парк» – ведущее, на его долю приходится 65%  пассажироперевозок. Тогда ежемесячные  его убытки  доходили до 12 млн рублей, а за год они составляли порядка 144 млн. Ни один хозяйствующий субъект выжить при таких   показателях не в состоянии. Так что решение о передаче в областную собственность 100% акций ОАО «Автобусный парк», принятое Думой Великого Новгорода и одобренное правительством Новгородской области, было своевременным и, считаю, правильным. Прежде всего, проанализировали финансово-хозяйственную деятельность и пришли к выводу, что экономикой руководство предприятия не занималось. Поэтому произвели замену директора, совета директоров акционерного общества,  утвердили новый состав ревизионной комиссии. Далее осуществили ряд мероприятий по оптимизации хозяйственной деятельности и численности работников. Результаты предпринятых шагов ощутили уже в конце 2015 года: предприятие за 7 месяцев стало работать без убытков. Сейчас ситуация здесь стабильная, как подтверждение этого – «Автобусный парк» впервые за несколько лет смог приобрести в лизинг 12 не подержанных, а именно новых автобусов  «Ютонг», работающих на экономичном газовом топливе. В планах —  до конца года закупить еще партию машин и дальше обновлять не только автобусный, но и троллейбусный парк. 
–  Значит, троллейбусное сообщение сохранится?
– Конечно, троллейбусы будут жить и работать.  Но оптимизация коснулась и их,  убыточные и маловостребованные  маршруты сокращены, из 5 осталось 3, трогать их не собираемся. Другое дело — надо срочно менять давно изношенные машины. Этот вопрос сейчас прорабатывается. 
О развитии троллейбусного движения, например в расстраивающийся Псковский район, или других маршрутах пока речи нет. Потому что троллейбус купить — это лишь небольшая часть дела, основное — прокладка контактной сети, а это уже серьезные капитальные вложения. Есть возможность привлечь какого-нибудь инвестора, но ему нужны гарантии того, что потраченные денежные средства вернутся за счет тарифа или бюджета.
– Шли разговоры о том, что слишком дорого  обходятся автобусы, взятые в аренду. На сегодня эта тема закрыта?
– Всего погашено около 166,4 млн рублей арендных платежей. Сейчас в апелляционной инстанции Санкт-Петербурга – иск о признании недействительными дополнительных соглашений об аренде автобусов на прежних условиях, то есть надо учитывать, что автобусы уже не новые, а расходы на содержание изношенных достаточно высоки. Судебные споры продолжаются.
– Какие перемены готовятся на рынке пассажирских перевозок города?
– Одна из задач — введение электронной системы учета билетов. Ряд перевозчиков сопротивляются и не хотят этого новшества, потому что такая система предельно прозрачная: можно четко проследить, какая наполняемость автобусов, в какие периоды. Это станет серьезным материалом, чтобы подойти к очередному этапу оптимизации. Если посмотреть, в час пик автобусы и на 70% не всегда заполнены. Не собираемся возвращаться к тому, чтобы перевозить горожан как селедок в бочке, но и полупустые автобусы гонять по каким-то маловостребованным маршрутам – слишком дорогая себестоимость таких поездок получается. Расходы на топливо, запасные части, индексация зарплаты водителям постоянно растут, объективно остановить этот процесс мы не можем, но сдерживать темпы роста обязаны, что и стараемся делать в рамках переданных полномочий.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

Цифры и факты. По информации городского комитета по социальным вопросам, адресную социальную поддержку возмещения расходов, связанных с приобретением проездных билетов на поездки в общественном городском и пригородном транспорте, получают 7 тыс. 700 жителей Великого Новгорода из числа разных категорий льготников. На эти цели из областного бюджета с начала года израсходовано 16,5 млн рублей, из городского — 12,6 млн рублей.

МЕЖДУ ТЕМ. В рамках развития проекта «Мобильная библиотека» компания МТС совместно с ГБУК «Новгородская областная универсальная научная библиотека» и ОАО «Автобусный парк» запустили в Великом Новгороде литературные автобусы и троллейбус. Пользователям современных гаджетов доступны свыше 150 произведений русских и зарубежных авторов,  собранных в проекте, и еще 43 оцифрованных редких издания по новгородике XIX – начала XX века из фонда областной библиотеки.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.