Кто в ответе за порядок, или Дежурные по городу

С начала года в Великом Новгороде официально выявлено 292 нарушителя чистоты и порядка городской среды, то есть того, что вокруг нас.

Великий Новгород, как утверждают археологи, самым первым на Руси установил, говоря современным языком, городские правила благоустройства. И считался одним из самых чистых в Европе. Правила благоустройства есть и сейчас в городе, но другие, применительно к нашему времени. Как новгородцы следуют им и кто следит за состоянием улиц, дворов, брошенных территорий и объектов – обсудим с начальником контрольно-административного управления муниципалитета Юлией ЕЗДАКОВОЙ.

– Контрольно-административное управление — подразделение в администрации города, которое и следит за тем, чтобы граждане и хозяйствующие субъекты придерживались правил благоустройства. Если игнорируют — мы разъясняем, даем предписание, чтобы нарушения были устранены. А уж когда нет реакции — приглашаем на составление административного протокола, вместе с которым следует приглашение на городскую административную комиссию, принимающую решение о наложении административного штрафа.
– Кто выявляет нарушения?
–      Специалисты нашего управления (за каждым из них закреплена определенная территория) регулярно инспектируют город и заносят в базу данных информацию – где что с нарушениями, что взять на контроль. Если после нашего вмешательства произошли положительные изменения, это также отражается.
Понятно, что силами 7 сотрудников сложно все охватить. Работаем в контакте с городским комитетом архитектуры и градостроительства, который в числе профильных вопросов контролирует и размещение объектов наружной рекламы, с комитетом потребительского рынка, понятно, что вопросы организации торговли у него. И, конечно, постоянно на связи с правоохранительными органами, когда есть необходимость, проводим совместные рейды (есть вопросы, которые исключительно в их компетенции), обмениваемся информацией, в том числе по брошенным автомобилям, их сотрудники в составе административной комиссии. Помогает также нам управление Росреестра, когда требуется установить собственника объекта.
Налажено взаимодействие с мини-мэриями, в зоне  их внимания в основном   благоустройство во дворах жилых кварталов, уборка мусора, парковка транспорта и другое. Они постоянно на связи со старшими по домам, с управляющими компаниями и ТСЖ.
– Предлагаю подежурить и вместе пройти по городу. Начнем от редакции и дальше по Воскресенскому бульвару. Дом №6, как его горожане называют, «На горке». Первый этаж здесь занимает сетевой магазин, еще несколько магазинчиков и офис оператора связи. Подход грязноват, правда, урна одна есть, но не у входа. Пакеты, фантики, окурки  на газоне, хотя какой это газон – бурьян в центре города.
– Берем на контроль. Окос, уборка мусора – одно из направлений нашей работы.
По правилам благоустройства за территорию отвечает собственник, пользователь, владелец, арендатор. Если это территория многоквартирного дома, то отвечают собственники или управляющая компания, с которой они заключили договор, а УК обязана отрегулировать взаимоотношения с владельцами торговых точек и офисов. Это может быть договор на обслуживание территории, часть которой относится и к  собственнику нежилых помещений, либо он сам нанимает дворника и следит за порядком вокруг. Разберемся.
По  правилам у входа каждого объекта торговли, услуг или офисного помещения должна быть урна, куда люди могли бы выбросить тот же чек или фантик. Если эту норму не соблюдают, игнорируют, мы применяем штрафные санкции. В последнее время хороший пример подают новгородские предприниматели – даже у маленьких торговых точек «Лактиса», «Мельницы», «Новгородхлеба», «Трубичино» установлены опрятные урны, а у торговой сети «Осень» – даже  для раздельного мусора. 
Но часто бывает, что урна переполнена из-за пакета явно с бытовым мусором. Нерадивые горожане толкают его сюда просто потому, что лень до контейнерной площадки донести.
Да, такие жалобы от работников торговли есть. Поэтому допускается, что на время работы магазина – урна у входа, а потом ее можно поставить в тамбур или в помещение. Всегда можно найти варианты, главное — их искать, а не ждать, когда   контрольно-административное управление укажет на непорядок.
– Идем дальше. На ящиках – дары огородов и природы. Стихийная торговля, уже набившая оскомину.
– Но кого-то это устраивает, раз есть такое предложение. Хотя, конечно, нормы торговли должны соблюдаться. Регулярно с комитетом потребительского рынка и услуг  и правоохранительными органами проводим рейды, предлагаем перейти на специально созданные торговые ряды. Днем, когда проверки, вроде прислушиваются, а к вечеру возвращаются обратно. Однозначно, организованных муниципалитетом мест для уличной торговли должно быть больше, чтобы сократить «пятачки» сбыта сезонной продукции с ящиков.  Сейчас как раз прорабатывается этот вопрос. В планах установить дополнительные секции на Стратилатовской, Псковской и в других местах.
– Выходим на Нехинскую. На бывшем пустыре возводится здание (на фото), но какое и кем – никаких опознавательных знаков.
– Должен по правилам обязательно быть паспорт объекта и ограждение стройки.  Уже разбирались с собственником, ему решением административной комиссии  вынесено административное наказание — как физическому лицу штраф 3 тыс. рублей. Для юрлиц, напомню, от 50 тыс. рублей. Хочу отметить, что владелец тут же отреагировал, начал возводить забор, но сейчас какая-то заминка произошла, мы следим за ситуацией.
Мы постоянно мониторим, как выполняются требования по содержанию объектов строительства. Это касается и долгостроя. Таких объектов сегодня в нашем реестре 29. Прежде всего по Б.Санкт-Петербургской, 39, здание бывшей бани на Великой и военный госпиталь на наб. реки Гзень. По каждому из них неоднократно выдавались предписания с требованием принять меры безопасности: не ведутся работы — объект должен быть огорожен и закрыт строительной сеткой или баннерами. Но, например, по госпиталю (собственник — Минобороны) в текущем году составлено 2 протокола, наложен штраф 110  тыс. рублей. Но собственнику не понравилось, стал обжаловать, а это определенные процессуальные сроки. Недавно суд рассмотрел их иск и оставил в силе постановление административной комиссии. Надеемся, возымеет действие. Если не заплатит – будем решать в другом порядке, о принудительном взыскании. И так, повторяю, по каждому объекту.
Но список постоянно меняется, какие-то строения из него выходят. Например, на Б.Санкт-Петербургской, 96, корп.3  долгое время территория и строения были заброшены, сейчас ведется строительство, и скоро территория примет цивилизованный вид.
– В разных концах города есть дома частного сектора, где основная проблема – вывоз мусора. Куда его девать?
– Заключать договоры с компанией-перевозчиком  на вывоз либо заниматься самостоятельно. Специалисты нашего управления разработали памятку,  где пошагово разъяснено, как можно решать вопросы, распространяем памятку по почтовым ящикам в частном секторе,  вместе с мини-мэриями проводим встречи с населением, разъясняем. Заниматься сбором и вывозом мусора — обязанность каждого домовладельца. Если жители частного сектора подбрасывают свои отходы в контейнеры  многоквартирных домов (а количество контейнеров, напомню,  рассчитывается в зависимости от количества жильцов), те переполняются, перевозчики не успевают все вывозить, дворники не могут постоянно убирать. Получается помойка и скандал. Но в городе есть и такая практика: частник заключает договор с перевозчиком и при согласии с собственниками многоквартирного дома или УК, оплачивает услугу и складирует свой мусор в общие контейнеры.  Но более результативный вариант, когда перевозчики предлагают индивидуальный евроконтейнер небольшой вместимости и индивидуальный договор, в котором определяется периодичность вывоза отходов. Кстати, вывоз может быть и сезонным. Когда каждый определится, куда он будет складировать свой мусор, порядка будет больше.  То есть меньше будет пакетов с бытовым мусором в городских урнах, меньше будет дополнительной нагрузки при уборке мусора с площадок многоквартирных домов. 
– Закончилась выборная кампания, но ее отголоски то там, то тут... уже как мусор, портящий облик города.
– Да, есть такое дело. Все должно быть убрано. О выявленных и выявляемых нарушениях мы сообщаем в горизбирком и сообща принимаем меры.  Но помимо предвыборной агитации в городе масса всякого рода объявлений, обычно коммерческого плана. К сожалению, главная трудность – установить, кто развешивает.  Специалисты управления связываются по телефонам, указанным в объявлении (при наличии), и проводят соответствующую работу.  К сожалению, чаще всего этот мусор приходится убирать бригаде МБУ «Городское хозяйство», а значит, за счет бюджета. Вот и получается, что порядок зависит от любого из нас.  

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)