«Мне повезло с профессией»
36 лет назад, придя на работу в школу, Елена Степаненко даже не думала, что станет заслуженным учителем России.
Лицей-интернат. На часах половина двенадцатого дня. Мы с фотокорреспондентом тихонько входим в кабинет, где идет урок истории у девятиклассников. Тема – первая мировая война и ее последствия для России. Елена Степаненко предлагает ученикам порассуждать о реакции наших предков на затянувшийся военный конфликт.
– Сначала относились патриотично, у людей была надежда, что война принесет положительные изменения, – выдвигает первую версию один из учеников.
– Волнения среди крестьян и рабочего класса – уровень жизни начал падать, все продуктовые излишки государство требовало продавать по твердой цене. А вот буржуазия могла заработать на войне, ведь расходы на армию росли, и нужно было выпускать военную технику, – добавляет другой школьник.
Елена Александровна считает, что урок нужно строить не на сухих фактах, которые с легкостью ученик может найти в интернете, а давать ребятам возможность подумать над темой и порассуждать.
– На таких мини-дискуссиях дети учатся высказывать свое мнение и отстаивать его. Мне важно, чтобы оно не просто повисло в воздухе, а ребята приводили новые факты и аргументировали свое мнение, – считает Елена Степаненко.
Стать учителем Елена Александровна решила в детстве. Вероятно, огромную роль здесь сыграл пример мамы, которая тоже работала учителем. На сегодня общий трудовой стаж Елены Александровны 36 лет, и в этом году ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель России».
– Каждый класс особенный, иногда бывает трудно. Но с детьми всегда интересно, и это помогает преодолевать сложности, – признается Елена Степаненко. – Двоечники? Они мотивируют учителя.
Елена Степаненко считает постыдным не знать историю, особенно если речь идет о твоей стране.
Она преподает лицеистам также историю мировой художественной культуры. этот предмет несколько лет назад был исключен из обязательной школьной программы, но в лицее-интернате нашли для него место. Здесь есть даже день экскурсий, в этом году лицеисты вместе с педагогом ездили в Санкт-Петербург и Тихвин.
– Это нормальное состояние, когда ты круглосуточно занят своей работой, – считает Степаненко. И подчеркивает: – Важно, чтобы учитель постоянно развивался, учился чему-то новому и не отставал от детей, которые очень быстро осваивают современные технологии и используют различные источники информации.
К изменениям в сфере образования, коих за последние годы было немало, Елена Александровна относится неоднозначно. Безусловно, жизнь меняется, и школа тоже должна развиваться. Но нужно, считает она, уметь отказываться от тех нововведений, которые на практике оказались бесполезными.
– Многое зависит и от учителя, – отмечает Елена Степаненко. – Нам ведь предлагается целый научный спектр, и уже от нас зависит, что мы в итоге выберем. Сложность в другом – огромное количество отчетных документов, они отнимают время, которое можно провести с детьми.
Однажды Елене Александровне поступило заманчивое предложение сменить вид деятельности. Несколько дней ушло на раздумья, и она отказалась. «Учить детей – мое призвание», – резюмирует наша собеседница.
Вчера, 5 октября, учителя отмечали свой профессиональный праздник. Всем педагогам Елена Александровна желает творческого энтузиазма, энергии и взаимопонимания с коллегами и детьми.
Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Николай ВЕЛИЦКИЙ (фото)