Автобус в блокаде

12 октября из 108 автобусов, ежедневно выпускаемых на линию ОАО «Автобусный парк», вышли 60. Причина — компания-арендодатель «Питеравто» потребовала вернуть свои 92 автобуса.

Спешащие вчерашним утром на работу горожане были, мягко говоря, удивлены — автобусы либо отсутствовали, либо шли переполненные. Первые претензии сыпались в адрес кондукторов, которые только разводили руками и сообщали, что автобусы, взятые в аренду, пришлось вернуть.

– Я на 40 минут опоздала на работу. Автобуса не было, пришел короткий, некоторые пассажиры остались на улице, потому что не влезли. Проездной стоит 1600 рублей — немалые деньги, проезд 22 рубля, а в итоге какое качество услуг мы получаем? – вопрошает новгородка в одной из социальных сетей.
В 11 часов утра руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Тарасов и директор ОАО «Автобусный парк» Иван Поступаленко собрали журналистов, чтобы объяснить ситуацию. Прежде всего они извинились перед горожанами за доставленные неудобства. Сложившаяся проблема, пояснили они, уходит корнями в 2011 год, когда были заключены договоры на аренду автобусов с компанией «Питеравто». Срок договора истек в 2014 году, было заключено дополнительное соглашение на тех же условиях, а именно: новгородское транспортное предприятие обязалось выплачивать ежемесячно
5 млн руб. Но в последние 20 месяцев аренду предприятие не платило.
– Это кабальные условия, – убежден Александр Тарасов. – «Автобусный парк» готов продолжать аренду автобусов, но не на таких условиях. Арендодатель, в свою очередь, уведомил о том, что он забирает автобусы. 7 октября ему было возвращено 10 автобусов, и составлен план-график по возврату остальных. Но 12 октября «Питеравто» запретил использовать оставшиеся автобусы.
Иван Поступаленко обратил внимание, что дополнительное соглашение, заключенное после истечения срока основного договора, недавно было признано судом незаконным. Поэтому арендная плата за автобусы не производилась.
– Из 92 автобусов мы готовы были вернуть 47, потому что они простаивали. Мы просили арендодателя изменить и арендную плату, приглашали аудиторскую фирму, сделавшую нам расчет арендной платы. Эксперты назвали нам сумму 1,4 млн рублей в месяц, – пояснил Иван Поступаленко. – Арендодатель просьбы игнорировал.
Собственный подвижной состав новгородского перевозчика составляет 81 автобус, 12 октября на линию вышли 60. Также предприятие вынуждено было привлечь к работе порядка 30 автобусов других предприятий-перевозчиков.
Чиновники признаются, что некоторое время новгородцам придется претерпевать сложности. Сейчас решается вопрос о покупке новых машин.
– Из областного бюджета нам выделили 40 млн руб., часть этих денег пойдет на покупку в лизинг новых 15–17 автобусов большой вместимости, – пояснил Иван Поступаленко.
Что касается жалоб горожан на старые автобусы, вышедшие на линию, то власти подтверждают — изношенность автобусного парка составляет 90%. Но работа по обновлению автобусного состава ведется и рассчитана в том числе и на 2017 год. В этом году были закуплены 12 автобусов малой вместимости. А средний возраст арендованных автобусов – 8 лет при сроке их эксплуатации 10 лет.
Ситуацию взял на контроль и мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев. В частности, он поручил начальнику отдела правоохранительных органов и обороны составить список пассажирских транспортных средств, которые используются городскими службами, в том числе и военкоматом, для того чтобы быть готовым помочь новгородцам в случае транспортного коллапса и полной отмены рейсов «Автобусного парка».

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Анна БОЧАРОВА (фото)