Автобусы: выйти из «пике»

До конца месяца ОАО «Автобусный парк» планирует приобрести в лизинг 10 автобусов большой вместимости.

Ситуация с работой общественного транспорта в Великом Новгороде по-прежнему остается напряженной. Уже больше недели горожане испытывают неудобства (и это еще мягко сказано) после одномоментного отзыва компанией «Питеравто» 92 автобусов, которые с 2011 года находились у новгородского перевозчика в аренде.

Руководитель областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александр Тарасов и директор «Автобусного парка» Иван Поступаленко на прошлой неделе назвали условия договора по аренде автобусов «кабальными». Речь идет о деньгах — ежемесячно питерской компании нужно было перечислять по 5 млн рублей. Правда, почти два года за автобусы не платили, но использовали. Долг составляет порядка 100 млн рублей, деньги начали возвращать. Срок договора от 2011 года вышел в 2014-м, прежнее руководство транспортного предприятия заключило дополнительное соглашение к нему с такими же условиями. Но недавно это соглашение было признано судом незаконным.
Тут стоит напомнить ситуацию, сложившуюся на конец 2011 года с транспортным обслуживанием горожан. Тогда парк насчитывал 134 автобуса большой вместимости, 23 — малой и 40 троллейбусов. Из них полностью самортизировано было 60% автобусов, средний пробег по парку составлял 800 тыс. км, и возраст автобусов варьировался в пределах 16 лет. Больше всего изношены были венгерские «Икарусы», их средний пробег к тому времени перевалил за 1 млн км. Исходя из этого, можно уверенно сказать, что ситуация была критическая и город фактически стоял на пороге транспортного коллапса.
– Было очевидно, что нужна замена подвижного состава. Ситуация обсуждалась с губернатором Сергеем Митиным, и было принято решение начать сотрудничество с «Питеравто». Тогда это был единственно верный путь. Автобусы были даны в аренду, поскольку они находились уже в лизинге у арендодателя, – говорит мэр Юрий Бобрышев.
Можно, конечно, долго спорить о том, стоило ли передавать «Автобусный парк» в ведение областных властей (хотя решение было абсолютно законным) и насколько выгодным был сам договор аренды (поменять условия ведь так и не смогли, но надо понимать, что и найти несколько десятков автобусов да по минимальным расценкам — задача крайне непростая), но... Сейчас транспортную ситуацию в городе надо нормализовывать. Вместе. Для горожан, «штурмующих» автобусы, это куда важнее, чем усиленные поиски виноватых (хотя ясности в этом вопросе хотелось бы тоже, в том числе и от правоохранителей).
Львиную долю автобусных маршрутов обслуживает «Автобусный парк». После того, как петербургская компания отозвала назад свои автобусы, на помощь горожанам пришли другие перевозчики. Максимальный интервал в движении на некоторых маршрутах сейчас составляет 22 минуты. Для стабилизации ситуации «Автобусному парку» потребовалось на несколько дней прекратить работу на маршрутах № 2К, 13, 17, 24 и 27А, но сейчас они уже вернулись в строй. За «Автобусным парком» сохранились маршруты № 1А, 2К, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 13, 15, 15А,16, 17, 17А, 19, 20, 24, 27, 27А, 32. Ряд маршрутов «Автобусного парка» передан другим перевозчикам. Так, «Городское ПАТП» получило на обслуживание маршруты № 2, 12 и 101, «АТП-3» – № 22. И у «Автобусного парка» появляются конкуренты, ведь по 220-ФЗ, регулирующему пассажирские перевозки, автобусные маршруты должны выставляться на аукцион.
– На следующей неделе мы привезем в город 7 новых автобусов большой вместимости. Все они будут работать на городских маршрутах. В планах есть дальнейшее приобретение автобусов, но если будем выигрывать аукционы на обслуживание маршрутов, – говорит директор «Городского ПАТП» Евгений Карпов.
Вопрос приобретения новых автобусов решается и в «Автобусном парке». Есть вероятность, что уже к концу октября на линию выйдут как минимум 10 больших автобусов. «Рассматривается несколько вариантов приобретения в лизинг автобусов, но все они будут большой вместимости. Просчитываем и экономическую составляющую, поскольку есть возможность купить автобусы на дизельном топливе или на газу», – пояснил директор «Автобусного парка» Иван Поступаленко.
По прикидкам самих транспортников, для того чтобы снизить градус напряженности в сфере городских перевозок, нужно докупить порядка 30 автобусов. Сегодня в среднем на линию все перевозчики выпускают 140–150 автобусов, а до «коллапса» порядка 180. «Ситуация находится под контролем. У нас есть полная информация о наличии автобусов у наших предприятий, которые мы можем привлечь. Но, к примеру, тот же туристический автобус мы не сможем поставить на маршрут», – добавляет мэр Юрий Бобрышев.
Контролируют ситуацию и в областной прокуратуре. В минувший понедельник там провели горячую телефонную линию по вопросам транспортного обслуживания горожан. Как сообщила старший помощник прокурора Новгородской области Елена Баркане, жалобы касались несоблюдения расписания транспортного сообщения по маршрутам № 101, 19, 20, 35, 12 и 4. Также поступили обращения о подаче автобусов маленькой вместимости на маршруты с большим количеством людей. По всем обращениям ведомством будут проведены проверки и, при наличии оснований, приняты меры прокурорского реагирования.
В департаменте транспорта и дорожного хозяйства региона также держат руку на пульсе и называют ситуацию контролируемой. Отмечая, что ни власти, ни перевозчик не намерены продолжать какие-либо отношения с компанией «Питеравто». «Иногородние перевозчики пытались диктовать свои условия и рассчитывали, что новгородцы не справятся без их автобусов. Они ошиблись. 80 автобусов мы уже вернули, оставшиеся 12 не на ходу. Наша задача, поставленная еще в мае, обновление состава. Мы приобрели 12 автобусов марки «Ютонг», сейчас будем закупать большие машины», – пояснил Александр Тарасов.

Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Николай ВЕЛИЦКИЙ (фото)