Время чая
Владелица чайных лавочек 5 O’CLOCK Анастасия Смирнова стала победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель – 2016» в номинации «Работодатель года».
Чай, чаепитие у Насти прочно увязывается с временем. Это видно и по наименованию ее компании (мы вынесли его в заголовок), и по названию ее лавочек (для тех, кто не знаком с английским,5 o’clock — это пять часов пополудни, время чаепития в британской традиции).
О чае, о времени, об умении слышать себя мы говорили с хозяйкой ООО «Время чая» Анастасией Смирновой.
Настя влюбилась в чай в двенадцать лет. В это время в многоквартирном доме, где она жила с родными, открылась первая в Новгороде чайная лавка. Девочка зашла туда и замерла от восторга: как много баночек и какие запахи!
– Девушка, стоящая за прилавком, казалась мне чайной феей, а ее медленные движения – танцем, – вспоминает Анастасия. – Конечно, тогда я не думала, что у меня будет своя чайная лавочка, я просто мечтала работать в чайной лавке.
Но когда Анастасия повзрослела, появились другие приоритеты – реализовать себя, построить карьеру, заработать деньги, купить все, что необходимо. Она получила высшее образование по специальности «финансы и кредит», работала в крупных компаниях.
– Настал момент, когда я поняла, что от своей работы я получаю материальный достаток, но не получаю чего-то важного, – рассказывает Анастасия. – Я старалась совместить работу с творчеством – занималась танцами, ходила в изостудию, театральную студию. Вариант творить на рабочем месте мне тогда казался несбыточным.
Все изменилось, когда в очередной отпуск Настя поехала на Шри-Ланку. Там на чайной плантации она увидела рекламную картинку из своего детства: солнце, зеленые склоны, улыбающиеся темноволосые девушки, собирающие чай. «Раньше мне казалось, что все это существует где-то в другой реальности. Оказалось, вот оно!» Успешный менеджер и финансист поняла, что ее детская мечта – дарить людям радость хорошего чая – никуда не исчезла.
– Я задала себе вопрос: «Почему я не делаю чай своей работой?» И решила, что время для этого пришло, –
у меня уже есть определенные материальные ресурсы, есть друг, проверенный человек, с которым можно начинать этот проект. Так у нас возникла первая лавочка, на Большой Московской, – рассказывает Анастасия.
Стартовые вложения она оценивает примерно в 500 тысяч рублей: приобретение оборудования и мебели, ремонт помещения, закупка товара. В первую очередь она занялась именно ассортиментом: «Предлагать гостям хочется то, что нравится тебе самому. А для этого нужно искать, пробовать». На это ушло месяца два. Еще месяц – на подбор помещения. С учетом того, что Настя хотела не только продавать чаи и кофе, но и угощать напитками, необходимо было наличие двух раковин, холодильной установки, санузла и т. д. И все это на относительно небольшой площади.
То, что в чайной лавочке должна быть возможность попробовать понравившийся сорт чая, это ее убеждение тоже из детства. «Еще тогда, приходя школьницей в чайный магазинчик, я понимала, что аромат и вкус чая – это разные вещи. Иногда выбранный по аромату чай не оправдывал моих ожиданий и долго ждал своего часа на домашней полке».
Сегодня в чайных лавочках Анастасии предлагают около 150 сортов чая и примерно 30 сортов кофе. Здесь можно присесть, выпить чашку чая или кофе с бельгийским шоколадом, со сладостями, домашней выпечкой.
Примерно раз в две недели Настя устраивает и чайные церемонии, подробно рассказывая гостям о новых сортах чая, как их заваривать и пить. Главное, чему мы можем научиться у китайцев, говорит она, – уделять чаю время. Точнее, себе уделять время за чашкой чая. «В Китае чайная церемония – это время для себя и близких людей. Это время послушать свои ощущения, своего рода медитация. Вот этому действительно, мне кажется, стоит учиться. У людей, живущих в нашей реальности, большой дефицит времени на себя. И чай – доступный способ сделать это».
Анастасия рассказывает о том, что в Китае чай не просто напиток, с помощью верно подобранного, правильно заваренного чая можно откорректировать какие-то нюансы здоровья, там существует даже такое понятие, как «чайная медицина».
Есть в лавочках Анастасии и чаи ягодные по ее собственным рецептурам – клубнично-имбирный и медово-облепиховый. «Они очень хорошо греют и зимой пользуются спросом».
В небольшой компании Анастасии сейчас занято 9 человек. Она признается, что к подбору кадров относится очень тщательно:
– Весь процесс торговли, рыночных и бизнес-отношений в мире сводится к тому, что один человек хочет заработать денег, независимо от потребностей другого человека. И очень мало начинаний, актов торговли начинается с того, что ты хочешь что-то отдать. Именно это понимание – что ты хочешь отдать, предложить нашему гостю – должно быть у человека, который приходит работать к нам. И мне важно найти его, – говорит Настя. – Можно научить разбираться в чаях, готовить, печь, но научить душевному, доброму отношению к человеку, к гостю, особенно за короткое время, очень трудно. Я, по крайней мере, не умею.
Начинающие хозяюшки лавочек Насти иногда удивляются: «Какие классные люди к нам ходят!» А Настя делится открытым ею секретом:
– Каждого гостя, независимо от того, с каким багажом и настроением он к нам пришел, можно включить в игру по нашим правилам – доброты, открытости, душевности, порядочности. Если человек чувствует, что он здесь желанен, интересен, он откликается.
Она признается, что, когда узнала понятие философия искреннего сервиса (это было еще в той жизни, до лавочек), плакала. «После этого у меня сформировалась установка: я не хочу увеличивать несправедливость этого мира. Я хочу делать то, что мне кажется порядочным, правильным».
– И вот на протяжении двух с половиной лет я пытаюсь это делать, – улыбаясь, заключает Анастасия.
…Кажется, стрелки часов приближаются к пяти. Время чая.
Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)