Время чая

17.11.2016

Владелица чайных лавочек 5 O’CLOCK Анастасия Смирнова стала победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель – 2016» в номинации «Работодатель года».

Чай, чаепитие у Насти прочно увязывается с временем. Это видно и по наименованию ее компании (мы вынесли его в заголовок), и по названию ее лавочек (для тех, кто не знаком с английским,5 o’clock — это пять часов пополудни, время чаепития в британской традиции).

О чае, о времени, об умении слышать себя мы говорили с хозяйкой ООО «Время чая» Анастасией Смирновой.
Настя влюбилась в чай в двенадцать лет. В это время в многоквартирном доме, где она жила с родными, открылась первая в Новгороде чайная лавка. Девочка зашла туда и замерла от восторга: как много баночек и какие запахи!
– Девушка, стоящая за прилавком, казалась мне чайной феей, а ее медленные движения – танцем, – вспоминает Анастасия. – Конечно, тогда я не думала, что у меня будет своя чайная лавочка, я просто мечтала работать в чайной лавке.
Но когда Анастасия повзрослела, появились другие приоритеты – реализовать себя, построить карьеру, заработать деньги, купить все, что необходимо. Она получила высшее образование по специальности «финансы и кредит», работала в крупных компаниях.
– Настал момент, когда я поняла, что от своей работы я получаю материальный достаток, но не получаю чего-то важного, – рассказывает Анастасия. – Я старалась совместить работу с творчеством – занималась танцами, ходила в изостудию, театральную студию. Вариант творить на рабочем месте мне тогда казался несбыточным.
Все изменилось, когда в очередной отпуск Настя поехала на Шри-Ланку. Там на чайной плантации она увидела рекламную картинку из своего детства: солнце, зеленые склоны, улыбающиеся темноволосые девушки, собирающие чай. «Раньше мне казалось, что все это существует где-то в другой реальности. Оказалось, вот оно!» Успешный менеджер и финансист поняла, что ее детская мечта – дарить людям радость хорошего чая – никуда не исчезла.
– Я задала себе вопрос: «Почему я не делаю чай своей работой?» И решила, что время для этого пришло, –
у меня уже есть определенные материальные ресурсы, есть друг, проверенный человек, с которым можно начинать этот проект. Так у нас возникла первая лавочка, на Большой Московской, – рассказывает Анастасия.
Стартовые вложения она оценивает примерно в 500 тысяч рублей: приобретение оборудования и мебели, ремонт помещения, закупка товара. В первую очередь она занялась именно ассортиментом: «Предлагать гостям хочется то, что нравится тебе самому. А для этого нужно искать, пробовать». На это ушло месяца два. Еще месяц – на подбор помещения. С учетом того, что Настя хотела не только продавать чаи и кофе, но и угощать напитками, необходимо было наличие двух раковин, холодильной установки, санузла и т. д. И все это на относительно небольшой площади.
То, что в чайной лавочке должна быть возможность попробовать понравившийся сорт чая, это ее убеждение тоже из детства. «Еще тогда, приходя школьницей в чайный магазинчик, я понимала, что аромат и вкус чая – это разные вещи. Иногда выбранный по аромату чай не оправдывал моих ожиданий и долго ждал своего часа на домашней полке».
Сегодня в чайных лавочках Анастасии предлагают около 150 сортов чая и примерно 30 сортов кофе. Здесь можно присесть, выпить чашку чая или кофе с бельгийским шоколадом, со сладостями, домашней выпечкой.
Примерно раз в две недели Настя устраивает и чайные церемонии, подробно рассказывая гостям о новых сортах чая, как их заваривать и пить. Главное, чему мы можем научиться у китайцев, говорит она, – уделять чаю время. Точнее, себе уделять время за чашкой чая. «В Китае чайная церемония – это время для себя и близких людей. Это время послушать свои ощущения, своего рода медитация. Вот этому действительно, мне кажется, стоит учиться. У людей, живущих в нашей реальности, большой дефицит времени на себя. И чай – доступный способ сделать это».
Анастасия рассказывает о том, что в Китае чай не просто напиток, с помощью верно подобранного, правильно заваренного чая можно откорректировать какие-то нюансы здоровья, там существует даже такое понятие, как «чайная медицина».
Есть в лавочках Анастасии и чаи ягодные по ее собственным рецептурам – клубнично-имбирный и медово-облепиховый. «Они очень хорошо греют и зимой пользуются спросом».
В небольшой компании Анастасии сейчас занято 9 человек. Она признается, что к подбору кадров относится очень тщательно:
– Весь процесс торговли, рыночных и бизнес-отношений в мире сводится к тому, что один человек хочет заработать денег, независимо от потребностей другого человека. И очень мало начинаний, актов торговли начинается с того, что ты хочешь что-то отдать. Именно это понимание – что ты хочешь отдать, предложить нашему гостю – должно быть у человека, который приходит работать к нам. И мне важно найти его, – говорит Настя. – Можно научить разбираться в чаях, готовить, печь, но научить душевному, доброму отношению к человеку, к гостю, особенно за короткое время, очень трудно. Я, по крайней мере, не умею.
Начинающие хозяюшки лавочек Насти иногда удивляются: «Какие классные люди к нам ходят!» А Настя делится открытым ею секретом:
– Каждого гостя, независимо от того, с каким багажом и настроением он к нам пришел, можно включить в игру по нашим правилам – доброты, открытости, душевности, порядочности. Если человек чувствует, что он здесь желанен, интересен, он откликается.
Она признается, что, когда узнала понятие философия искреннего сервиса (это было еще в той жизни, до лавочек), плакала. «После этого у меня сформировалась установка: я не хочу увеличивать несправедливость этого мира. Я хочу делать то, что мне кажется порядочным, правильным».
– И вот на протяжении двух с половиной лет я пытаюсь это делать, – улыбаясь, заключает Анастасия.
…Кажется, стрелки часов приближаются к пяти. Время чая.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)

 




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.