Как продать зиму и лето

«Для вас и баня, и минога» – туристов не бывает много.

Как привлечь большой поток туристов в малые города – вновь говорили на прошедшей в Великом Новгороде международной конференции «Экономика туризма: ресурсы и резервы развития». Ее участниками стали около 50 человек — представители власти и специалисты туриндустрии из Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской и Архангельской областей, Пскова, Твери, Смоленска, Вологды, Калужской и Ростовской областей, Новосибирска, Приморья, Эстонии и Австрии.

Приветствуя участников конференции, председатель городского комитета по туризму и зарубежным связям Ольга Васильева заявила: «Туризма много не бывает». С ней, наверно, согласятся все участники разговора.
От маленького города Отепяэ, что в южной Эстонии, на конференцию в Великий Новгород приехала внушительная делегация — чиновники, предприниматели, отельеры, специалисты культуры и туризма. Городок невелик (немногим больше 2 тысяч жителей), да удал — он считается зимней столицей Эстонии, на его трассах тренируются олимпийские чемпионы.
«Как привлечь людей в маленькие местечки?» – задается вопросом Рейн Орг, директор ЦУ Валгамаа Аренгуагентуур из Отепяэ. И сам отвечает: для начала надо определиться, кто мы такие и чем мы можем быть кому-то интересны. Как же позиционирует себя город Отепяэ?
– Для тех, кто живет в Западной Европе, мы «почти Россия» – у нас уже звучит русская речь, в наших магазинах продают матрешки и самовары, у нас есть русские рестораны. Так что к нам могут поехать те, кто боится ехать в Россию. «Как только ты пересечешь границу — белый медведь откусит тебе голову», – иронизирует над страхами Рейн. – А для российских туристов мы – «русский Запад», т. е. уже Евросоюз, но можно говорить по-русски. Такое межграничное нахождение дает нам возможность привлечь туристов и с Запада, и с Востока, – резюмирует он.
Еще во времена СССР, в 1978 году, в Отепяэ был построен центр подготовки олимпийской сборной по зимним видам спорта. И сегодня город продолжает активно развивать спортивную тему, спортивный туризм. Здесь есть как лыжные трассы международного уровня, комплекс для прыжков на лыжах, так и занятия, как говорит Рейн, для ленивых — снегоходы, квадроциклы.
Отепяэ успешно продает и русскую зиму, и русскую баню. В городке, по словам Рейна, «самая большая в Европе концентрация бань и саун», и зимой здесь проходит европейский банный марафон. Началось все, говорит он, с инициативы предпринимателей. Баню эстонцы любят, и предприимчивые горожане стали активно предлагать туристам банные услуги. И вот в процессе конкуренции появились бани разные — русская, финская, лапландская, много бань, в том числе и экзотические. «Есть африканские, индейские — все, что можно назвать баней», – смеется Рейн. В итоге маленький эстонский городок дорос до европейского банного марафона.
Еще один представитель Эстонии, Евгений Тимощук из города Нарва, рассказал о рождении гастрономического фестиваля «Дни миноги». В мире, по его словам, всего 30 мест, где водится эта похожая на змею рыба (точнее животное, относящееся к классу круглоротых). И одно из этих мест, выяснил инициатор проекта, – Нарва! Но далеко не все жители города и окрестностей, и даже повара местных ресторанов знали, что такое минога. Популяризация местного бренда, повышение культуры посещения ресторанов и увеличение числа туристов в низкий сезон — такие задачи ставили Евгений и его единомышленники, организуя фестиваль миноги. И не ошиблись. В октябре нынешнего года фестиваль прошел во второй раз. В его программе были конкурс на лучшее фото с блюдом из миноги, романтический ужин вслепую (пары должны были с завязанными глазами определить ингредиенты блюда), рыбная ярмарка в торговом центре, где повара на глазах у публики готовили блюда из миноги, и т. д.
Чем идея сумасшедшее, тем больше людей она привлекает, уверен Евгений. Особую значимость, медийность, популярность действу, делится он опытом, придают различные конкурсы, которые вовлекают в процесс праздника большое количество людей.
Вальтер Розе, координатор международных программ австрийского города Виннер-Нойштадт, познакомился с нашим городом четверть века назад, в 1991 году. И с тех пор очень неравнодушно относится к Великому Новгороду. Благодаря ему в прошлом году в рамках гурмэ-фестиваля мы познакомились с австрийской кухней, а жители Виннер-Нойштадта — с новгородской. Размышляя о перспективах развития туризма, Вальтер обращает внимание на то, что зарубежный турист в России хочет видеть именно... Россию. «Туризм класса люкс везде одинаков. Сейчас все больше туристов интересуются истоками, они чувствуют себя нормально в более простых условиях. Но тем не менее эти условия должны быть комфортными», – говорит Вальтер.
«Сумасшедшая» идея, вера в нее и команда единомышленников — вот, пожалуй, успех любого дела, в том числе и туристического проекта. И, конечно, любовь и интерес к родному краю.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)