Вот такая история!
Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.
Какие развлечения были доступны новгородцам в 1920–1930-е гг.? Такой вопрос был задан участникам конкурса «Вот такая история!», организованного редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным музеем-заповедником.
Одним из развлечений был общедоступный стационарный театр. Он возник в 1918 году при секции искусства ГубОНО – Новгородский театр Октябрьской революции (в 1934 г. реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический), располагался в кремле в здании бывшего епархиального дома. В репертуаре были, например, «Идиот» Достоевского, «Павел I» Мережковского, «Коварство и любовь» Шиллера, «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого, «Принцесса Турандот» Гоцци, позднее – «Любовь Яровая» Тренева, «Разлом» Лавренева. В 1927–1928 гг. при этом театре создается детский театр, первые здесь спектакли – «Конек-Горбунок», «Огниво», «Дон-Кихот». Об этом подробно написала постоянная участница конкурса Светлана Егорова.
К концу 1917 г. на границе между Газоном и Софийской площадью построен павильон для цирковых представлений и киносеансов. 1920–1930-е гг. – это период становления киносети, в городе было несколько кинотеатров. Рядом, ближе к кремлю была оборудована спортплощадка, где проводились соревнования и спортивные праздники, которые новгородцы с удовольствием посещали. Кроме этой в начале 1920-х годов в городе имелись еще три — на Знаменском поле, у Клуба водников на углу Дмитриевской и Козьмодемьянской улиц и у железнодорожной станции, в 1923 г. была открыта и спортплощадка «РКСМ имени «Спартака» (угол Б. Михайловской и Карла Либкнехта улиц в Никольской ограде). 30 июля 1933 г. торжественно открылся возведенный за девять месяцев стадион «Динамо», вмещавший 700 зрителей.
В это время для всех желающих открывались кружки: литературные, спортивные, экскурсионные, музыкальные (духовые) и др. В городе стали проводиться общие праздники.
Еще, как отмечает Светлана Егорова, «несмотря на разруху, голод, болезни в Новгороде, город принимал туристов, проводились экскурсии. Лихудов корпус в разное время имел разное назначение. Так, в 1920–1930 годы в здании размещались экскурсионное бюро и гостиница для туристов».
На очереди новая история от сотрудников музея.
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
В 1957 году из Государственного Эрмитажа в собрание новгородского музея поступил «Портрет декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского» работы художника Орлова, XIX век. Личность изображаемого подтверждала надпись на тыльной стороне холста, сделанная в Государственном музее Революции, где изначально хранился портрет. Музей этот был создан в 1919 году решением Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов, чтобы стать «центральным музеем, могущим полностью и всесторонне осветить ход и развитие революционных движений в мировом масштабе». И никто бы не поставил под сомнение принадлежность персонажа картины к высокому дворянскому роду, если бы лет пять назад дотошные новгородские музейщики не обнаружили прямую изобразительную аналогию в собрании Рыбинского музея-заповедника, значащуюся как «Портрет силача-крючника», т.е. грузчика со стальными крюками для переноски. Обычно крючниками работали молодые сильные мужчины. Портрет же нашего персонажа был написан по исключительному поводу, о чем и сообщается на нижнем поле изображения: «1870 года октября 1-го. В присутствии их императорских высочеств великого князя Владимира Александровича и великого князя Николая Николаевича Старшего сей старец 82-х лет разорвал полную колоду карт, согнул двугривенный. Свежее яблоко положил между двух пальцев — среднего и указательного, сжав пальцы; яблоко развалилось пополам…». Кстати, все «детали» истории присутствуют в каждом из портретов. Идентичность работ налицо, хотя какое из полотен является первичным, определить сложно. Очевидно лишь, что «новгородский» портрет выполнен на более высоком профессиональном уровне.
Остается предположить, что ошибка вкралась в название благодаря сходству силача-крючника с известными фотографиями князя Волконского. Что и не удивительно – музей Революции активно разрабатывал тему декабристов. Теперь же спустя почти век портрет нашел своего героя. Безымянного и безродного – однако ни то, ни другое не умаляет ценности картины для музейной коллекции.
ВОПРОС: Какие курьезы из истории экспонатов коллекции Новгородского музея-заповедника вам известны?
Уважаемые новгородцы! В декабре наш конкурс заканчивается, но все еще можно включиться в состязание знатоков города. Свои ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1.