Вот такая история!

01.12.2016

Несколько штрихов к портрету города от Новгородского музея-заповедника.

Через две недели заканчивается конкурс знатоков города, организованный редакцией газеты «Новгород» и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником. Последний вопрос о курьезах, связанных с экспонатами музея, оказался не простым для наших читателей. Тем не менее, редакционная электронная почта с пометкой «На конкурс «Вот такая история!» и в этот раз не пустовала.

«Про какие-то курьезы всегда узнаешь от экскурсоводов. Они кучу разных баек знают. Лично мне запомнилась история про четыре картины Николая II, о чем примерно год назад был сюжет по телевизору, – пишет участник конкурса Валерий Тимофеев. – Оказывается, в Новгородском музее есть картины, которые когда-то висели в кабинете нашего последнего царя. Даже есть старинные фотографии кабинета, где видны эти картины. Раньше об этом никто не знал. И только во время реставрации одной из картин обнаружили вензель царя и карандашные надписи. Реставраторы стали раскапывать дальше, и выяснилось, что не одна, а целых четыре картины висели в одной из резиденций Николая. Сам я люблю всякие исторические расследования, поэтому эта история, связавшая наш Новгород с императорской семьей, мне очень запомнилась. Может быть, это не совсем курьез, но уж точно любопытно».
А вот о чем написала нам новая участница конкурса Татьяна Портнова:
«В Музее изобразительных искусств представлены миниатюрные портреты супругов Михаила Алексеевича и Натальи Абрамовны Пушкиных, исполненные неизвестным художником в конце XVIII в. У Михаила Алексеевича с поэтом Пушкиным одни предки. Он – офицер Преображенского полка, за свою жизнь был и участником дворцового переворота, и усмирял чумной бунт. Но интересно другое. Он и его брат Сергей стали первыми в истории России фальшивомонетчиками. Всю жизнь Михаил испытывал финансовые затруднения и всяческими путями пытался наладить свое материальное положение. В 1769 году, когда Екатерина II ввела в обращение ассигнации, предприимчивый брат Михаила Пушкина Сергей отправился за границу, чтобы изготовить клише для фальшивок. Информация об этом дошла до императрицы, преступление было предотвращено. Хотя Пушкины не успели осуществить свой преступный план и не напечатали ни одной фальшивой бумаги, но 25 сентября 1772 года они были осуждены Сенатом как фальшивомонетчики и приговорены к смертной казни, замененной позднее на пожизненную ссылку, которую Михаил Пушкин вместе с женой Натальей провели в Тобольске. Вот такую захватывающую историю узнала я благодаря заслуженному работнику культуры Ирине Васильевой и проекту музея «Культурный четверг».
Теперь новая история от сотрудников музея.

«ЧИСТЫЙ» БИЗНЕС

Старшее поколение помнит, что еще 20-30 лет назад водные прогулки по Волхову были не только от Кремля до озера Ильмень. Регулярное же пароходное пассажирское сообщение было налажено еще в 1830-е годы. С 1851 года три частных судна, принадлежавших петербургскому купцу Ненюкову, соединяли Новгород с двумя историческими точками: Соснинской пристанью в Чудово (сохранилась и по сей день, здесь теперь речной клуб) и Гостинопольской пристанью, которая в XIX веке принадлежала Новоладожскому уезду Санкт-Петербургской губернии, а ранее была известна как один из путевых узлов Ганзейского торгового союза. Сюда съезжались иностранные купцы, а само местечко называлось по имени реки – Волховом.
Журнал «Сын Отечества» оставил нам сведения о том, что пароходы ходили от Новгорода до Соснинской пристани два раза в день туда и обратно, а до Гостинопольской – один раз. Их расписание было приноровлено к движению поездов Санкт-Петербург – Москва. Всего в навигацию перевозили до 100 тысяч пассажиров. Но путешествие по реке не всегда было комфортным и безопасным – случались и ЧП: суда сталкивались, возникали пожары и др. Впрочем такое было нечасто. Гораздо чаще досаждал пассажирам человеческий фактор. «Новгородские губернские ведомости» от 30 июля 1866 года написали о том, что «господа промышленники, как и все их многочисленные собратья, совершенно не думают о нуждах и удобствах публики». Суть в том, что пароходные буфетчики набирали за бортом дурную волховскую воду, держали в чем попало, подавали как попало, зато бесплатно. И все пассажиры, томимые жаждой, попробовав такой воды, волей-неволей обращались к буфету, где платили за чай, кофе, пиво, мед и прочее весьма высокую цену. Публикация рассказывает, как на эти проделки, или не «чистый» бизнес, обратил внимание инспектор врачебной управы, прославленный лекарь, занимавшийся также изучением старорусских минеральных вод, исследованием санитарного состояния судоходства по Мариинской и Тихвинской водным системам и другими вопросами медицины, Федор Яковлевич Филиппов. Проблема решилась при поддержке новгородского губернатора: пароходчиков обязали установить водоочистительные машинки, «столь давно всеми ожидаемые». А уж кто «нагрел руки» на их производстве и установке – совсем другая история…

ВОПРОС: Какие элементы сервисного комфорта вошли в жизнь новгородцев в конце XIX – начале ХХ века?

Ответы присылайте по электронной почте newspaper_nov@list.ru или в бумажном виде приносите в редакцию по адресу Воскресенский бульвар, 10, каб. 1. Итоги конкурса будут подведены в декабре, активных участников ждут призы.




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.