Глазами художника

8 декабря – Международный день художника.

Знакомьтесь: художник Олег Васильев. Самый международный художник из всех новгородских. Почти 30 лет  успешно руководит Новгородской детской художественной школой. Кроме того, он вот уже пять лет является экспертом  рабочей группы и международного жюри проекта «Искусство Ганзы», а также включен в состав Ганзейского совета при администрации Великого Новгорода, одна из задач которого — продвигать наш город.

О школе

По своей натуре он – реалист, и как художник, и как директор художественной школы, в стенах которой рождаются юные таланты. Сейчас все разговоры в основном о кризисе и скудном бюджете на 2017-й. А он спокойно:
– Учреждения культуры живут в вечном кризисе. Не только живут, еще и развиваются, еще и приносят такой доход, в таком процентном исчислении, что только диву даешься. Выходит, не имея экономического образования (хотя, какое – уже имеется! – смеется), способны распоряжаться имеющимися ресурсами гораздо успешнее специалистов, – признается наш собеседник. И добавляет, что Новгородская художественная школа заслуживает большего внимания и лучшего. Но мы давно уже привыкли полагаться на свои ресурсы и свои силы. Главное, не мешали бы и то хорошо.
Не согласен, что многое сегодня сведено к услугам и критериям их оценки. Убежден, что образование, культура – это не услуги, к которым сейчас все сводится, а образ жизни, формирующий будущее нации.
Детская художественная школа – это его школа, и он – первый ее выпускник в числе 45 других талантливых ребят. Когда здесь обучалось уже 120 человек, это почти 30 лет назад, его назначили сюда директором, а сейчас в ней – 600 учеников! Об успешном руководстве учреждением умалчивает, утверждает другое:
– Значит, есть потребность в самореализации именно творческой, это не ушло, наоборот, приходит. Когда это видишь в сегодняшних детях, понимаешь, что они замечательные. И не потому, что рисуют хорошо, а потому, что думают хорошо. Они другие и город свой любят, потому и многие из тех, кто продолжает образование в столицах, возвращаются в Новгород и стремятся реализовать себя здесь.
А как же самореализация как художника Олега Васильева?
Признает, что говорить что-то определенное про него сложно, потому что постоянно меняется, в движении. Раньше предпочитал реалистическую живопись и работал исключительно маслом, потом стал экспериментировать – то один стиль, то другой, то вдруг что-то замысловатое, соединяющее графику и живопись под словом «фаргао», хотя и слова такого тоже нет. Это его изобретение. Вот так все загадочно, как и работы, выполненные в этой технике.
– Такое вот самовыражение позволяет мне делать не только то, что я задумал, но и зрителю находить различные образы, о которых я даже не догадывался.

О современном искусстве

К современному искусству у него отношение особое. Считает, что живописи европейцев не учат, нет такого творчества там сейчас. В этом могли убедиться и мы в 2009 году, когда в рамках XXIX Ганзейских дней открылась выставка «Искусство Ганзы». Тогда на площадях центра «Диез» свои работы представили художники из 27 (самая масштабная) европейских городов.
– Проект «Искусство Ганзы», который обязателен для города, проводящего очередные Международные Ганзейские дни, считаю одним из самых удачных проектов ганзейского движения, хотя его концепция не всем понятна. Это как демонстрация высокой моды.
О его роли в рабочей группе проекта говорить сложно, потому как непосредственно художников, оценивающих работы, меньшинство, руководитель экспертного совета – директор библиотеки, остальные – представители интеллигенции, так что непросто объяснять и доказывать какие-то моменты. Тем не менее к мнению художников прислушиваются. В том числе единственного представителя от России Олега Васильева, который, заметим, общается здесь без переводчика.
– Свою функцию в этой группе вижу в защите интересов художников, не галеристов, не организаторов, не кураторов, которые в угоду политическим симпатиям задают не всегда понятные стандарты, а художников, которые выбраны своим городом. Первоначально возникает какое-то опасение, не будет ли это «очередной кучей мусора», но у каждого художника свой взгляд, они креативят, в итоге все здорово получается. Я всегда против работ примитивных, какие с помощью проектора или другой техники может сделать любой. В них ничего такого нет, что можно было бы при всей размытости критериев назвать современным искусством.

Художники и Ганза

Тему выставки современного искусства и формы работы определяет сам город, принимающий Ганзу. Так что заявка на конкурс «Искусство Ганзы» – определенный риск, на который не каждый решится. Бывшие учащиеся художественной школы Антон Логинов и Маша Арсентьева дважды успешно представляли свои работы в стрит-арт и видео-арт, еще раньше ганзейское сообщество открыло для себя имя Александра Олигерова. Сам же Васильев, можно сказать, прописался в Ганзе с 2009 года, когда готовил свою работу на международную выставку у нас и одновременно по предложению мэрии взялся ее организовывать. После чего и получил предложение войти в рабочую группу проекта.

По секрету сообщим, что сейчас он собирается заявиться на участие в «Искусстве Ганзы» вновь как художник. Тема, заданная голландским городом Кампен, где в июне 2017 года пройдут очередные Ганзейские дни, – «Мир контрастов». Олег Васильев готовит для демонстрации свой триптих, написанный маслом. В центральной части изображен маленький ангел, по одну сторону которого – тень, по другую – свет, и он словно перед выбором...
– Идея картины возникла еще в 2000-м, миллениум, когда одна эпоха сменяла другую и было над чем подумать. Сейчас хочу показать ее европейскому зрителю.
Выставка – это всегда событие прежде всего для города, проводящего Ганзейские дни, и тех городов, которые в ней участвуют. Где-то, как в Герфорде, она остается навсегда на стенах домов как самостоятельный турпродукт. В этот раз выставка будет в центре всех событий – носителями сделают морские контейнеры, расположенные на набережной Кампена между ганзейским рынком и различными судами.
Но кто-то, возможно, задаст вопрос: а зачем это Великому Новгороду?
– Надо понимать, что ганзейское движение – это некоммерческий проект, он не дает сиюминутную выгоду, но он дает перспективу. Для города это бренд, вот он есть, используйте его. Давайте признаемся честно, что до 2009 года Новгород среди европейцев мало кто знал. Какой он, какие здесь люди, какая Россия вообще? Побывав тогда на Ганзейских днях у нас, люди уезжали со слезами на глазах, потому что сделали для себя открытие. Это ведь очень важный момент, изменивший отношение к нам. В последние 2 года мы пережили серьезное время, когда все институты отвернулись от нас, все, кроме ганзейской семьи. Хотя и там были сложности, но сейчас пришло понимание и отношения восстановлены, в Ганзе относятся к русским с большим уважением и интересом.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)