Язык мой – друг мой
Второй по популярности у новгородцев иностранный язык после английского – итальянский.
На рынке Великого Новгорода действуют около десятка частных языковых школ. Именно туда идут люди, желающие выучить иностранный язык. Что предлагают сегодня эти образовательные учреждения, какие иностранные языки востребованы у новгородцев, как влияют на спрос экономическая и политическая ситуации?
Первое негосударственное образовательное учреждение, предлагающее изучение иностранных языков, – Народный университет, он начал работу в 1999 году. Первоначально это был российско-шведский образовательный проект. Сегодня в НУ предлагают для изучения девять языков – английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, корейский, финский и шведский.
Самый востребованный язык, безусловно, английский. Ежегодно здесь набирают несколько английских групп – и детей, и взрослых. С прошлого года в НУ начали учить английскому языку малышей с 4 лет. Сегодня в малышовых группах занимаются около 20 «студентов». «Мы работаем только устно – игры, песни, танцы, – говорит Ольга Гусева, руководитель детского отделения НУ. – Занятия проходят полностью на английском языке. Наша задача – преодолеть языковой барьер и вызвать интерес малыша к языку. В этом возрасте ребенок еще воспринимает иностранный язык как родную речь. В 7–8 лет, когда он идет в школу и начинает учить язык там, для него это становится рутиной, и интерес пропадает».
В целом на детском отделении (от 4 до 10 лет) учится сейчас около 90 человек и более 100 – в подростковых группах. Дети и подростки активно пошли за английским языком, по словам Ольги, лет 6–7 назад, и с каждым годом их становится все больше. Родители хотят обеспечить детям качественное образование, а школа, где большие классы, большая нагрузка, не всегда может дать высокий уровень знаний иностранного языка.
– Знание английского языка сегодня – это условие даже не успеха. Чтобы просто быть на плаву, ты должен знать английский, – говорит Ольга. – И то, что хотят ввести обязательный ЕГЭ по английскому языку, – это очень правильно.
В Народном университете, как и в некоторых других языковых школах города, открыты специальные группы, где подростки готовятся и сдают пробные ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, это ответ на запросы родителей школьников и самих ребят, которые планируют поступать в вузы и хотят подтянуть и проверить свой уровень английского.
Что касается экономической ситуации последних лет, то она, по мнению Ольги, сказалась только на взрослых группах, и то в сегменте тех, кто шел учить язык для себя. Те же, кому язык нужен для работы, остались. И активные путешественники – тоже. «Кто ездил за границу, тот и продолжает ездить, а язык надо постоянно поддерживать», – говорит Ольга.
Второй по востребованности язык в НУ сейчас – итальянский. Четыре группы по 15 человек – 3 начинающих и одна продолжающая – это много. С чем связана такая популярность? Италия – популярное туристическое направление, страна с богатой историей и культурой, и, наверно, активные путешественники учат язык, чтобы узнать об этой стране больше. Тем более фонетика итальянского, говорит Ольга, схожа с русским языком, он не требует слуховой практики.
Мотивом выучить язык (и не только итальянский) для женщин старшего возраста, замечает Ольга, часто является замужество дочери, которая нашла супруга в другой стране, вот ее новгородская мама и учит язык, чтобы общаться с внуками. Такие примеры были с испанским, японским языком.
Экзотический японский популярен у подростков. Толчком для интереса их к стране и языку стали, предполагает Ольга, мультики в стиле аниме. Сейчас в группе японского языка в НУ занимаются 10 человек. Преподаватель – специалист, переехавшая в Великий Новгород из Владивостока.
– К нам приходят педагоги, владеющие, кроме английского, еще одним-двумя иностранными языками. Возникает спрос – и оказываются востребованными их знания, – говорит Ольга.
Частное учреждение «Максим Академи» изначально ориентировалось на образование взрослых. Но теперь тоже принимает детей – есть две группы учеников в возрасте 8–9 лет и семь групп школьников 12–15 лет.
– Не каждая школа может делить класс на группы, а если группа 20 человек, а урок всего 45 минут, то невозможно уделить время каждому, – говорит Алла Петрова, начальник отдела образования «Максим Академи». – У нас максимум 6 человек в группе и занятия по 60 минут, есть возможность работать индивидуально.
Но основной контингент студентов все-таки люди в возрасте 25–40 лет. Больше становится групп корпоративного обучения. Это, по мнению Аллы, связано с растущей узнаваемостью учреждения.
С прошлого года в «Максим Академи» идет набор в группы по изучению китайского языка. В настоящее время работает одна детская, одна подростковая и две взрослые группы. «Школьники, которые хотят поступать в вузы на специальность «международные отношения» и серьезно к этому относятся, учат китайский», – отмечает Алла.
Развивается направление «Русский язык как иностранный». Связано это с новыми правилами миграционного законодательства, вступившими в силу в 2015 году.
Руководитель школы иностранных языков «New Bridge» Ольга Алентьева тоже говорит о растущем спросе на английский язык в детском и подростковом сегменте, что заставило команду школы, начинавшей с обучения взрослых, заняться дополнительным образованием детей.
– Кризис 2014–2015 годов показал сильный перевес в сторону детей и отток обучающихся из взрослых групп, – говорит она. – Вероятно, в семьях принимались такие решения: «Все лучшее – детям». Сейчас ситуация меняется, и взрослые в наши группы начинают возвращаться.
Ольга отмечает растущий спрос на изучение языка в корпоративном сегменте: «Компании заботятся о своих сотрудниках. Английский язык учат инженеры, наладчики оборудования, официанты».
Центр иностранных языков «TERRA Lingua» ведет обучение английскому и немецкому языкам в открытых группах для взрослых и детей начиная с 5-летнего возраста, а также в корпоративных группах. Но немецкий язык, отмечает директор центра Олеся Иванова, в этом году есть только в формате индивидуального обучения.
Экономическая ситуация, сложившаяся в стране, по мнению Олеси, незначительно влияет на услуги, которые оказывает центр. «С каждым годом количество групп и учеников увеличивается».
Руководитель языковой студии «Lingua Club» Ольга Андрианова подчеркивает неформальный характер ее учреждения, которое изначально задумывалось скорее как творческий проект, и таковым по сути остается. «Мы работаем по своим методикам, по своим программам, только в мини-группах (до 5 человек). Наш клиент – человек, который изучает иностранные языки, чтобы путешествовать и общаться»,– говорит Ольга.
Студия предлагает программы по изучению пяти языков, востребованы итальянский, английский, польский. Ольга сожалеет, что мало желающих изучать французский язык и уходит из сферы интересов новгородцев немецкий язык.
…Забавное сравнение сделала Ольга Гусева, работающая с детьми. Второй язык, говорит она, это как вторая голова у сказочного дракона. Приехал в Италию – и думаешь «итальянской» головой, в Великобританию – «английской».
А сколько голов у вас?
Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)
Комментарии
Сегодня языковых школ вполне достаточно. Другой вопрос, как там учат и есть ли результаты? Я столкнулась с тем, что лучше доверять отзывам только живых людей. Вот нам моя подруга посоветовала пойти заниматься в E… и мы не жалеем. До этого учились в слабой школе, которая особых результатов не давала. Все познается в сравнении.
Не знаю кто и какие результаты перед собой ставит.. Лично для меня на первом месте комфортная атмосфера: знания усваиваются лучше, в маленькой группе нет места стеснению, преподаватель как умелый дирижер жонглирует вниманием, что каждый голосок поёт как сольный исполнитель на собственном бенефисе. МА ответственная школа изучения иностранных языков, рекомендую.