Вектор уходит... вниз?

Работа над бюджетом города – 2017 будет продолжаться, по всей видимости, весь декабрь.

Почти 50 вопросов рассмотрели парламентарии на очередном заседании Думы Великого Новгорода. Как и ожидалось, наиболее дискуссионным стал пункт повестки о бюджете на следующий год.

Впрочем, трения с мэрией начались уже с первого пункта – «О мерах социальной поддержки семей с одновременным рождением двух детей». Суть – 400 тыс. рублей для улучшения жилищных условий теперь можно будет направлять не только на жилье в Великом Новгороде, но и использовать на оплату строительства частного дома на территории всей Новгородской области (тема вполне актуальна с учетом предоставления бесплатных участков молодым семьям). Мэрия предложила ограничить такое право текущим годом, депутаты не согласились. По предложению Дмитрия Трофимова была принята поправка: с 1 января 2016 года и без ограничений по срокам.
Изменения в арендных платежах для жилищных организаций, базирующихся на муниципальных площадях, депутаты принимать не стали. Стратегически мэрия предлагает правильно – нынешний коэффициент в 0,3 очень низкий, поднимать надо, тем более с учетом крайне сложной бюджетной ситуации. Но, как подчеркнули парламентарии, не в два с лишним раза одномоментно, как предусматривал проект документа, – до 0,7. «Деньги, действительно, платятся небольшие. Ставку надо поднимать до 1. Но динамично, в течение трех лет», – заметил депутат Юрий Весельев. «Единовременное повышение – ошибка. Нужен поэтапный подход», – заявил вице-спикер Владислав Букетов. Не исключено, что к этому проекту могут вернуться еще в этом году.
Вскоре депутаты перешли к основному пункту повестки. Вопрос №16 – «О бюджете Великого Новгорода на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», первое чтение, докладчик – председатель комитета финансов Елена Медеева. В принципе основные положения известны, обсуждать «плановый период»... увы, пока этот «план» просто процессуальная формальность. Итак, что мы имеем по документу. Бюджет-2017 сформирован бездефицитным, доходы-расходы составляют около 4,6 млрд рублей. Собственные доходы города – чуть менее 1,9 млрд рублей, в основном – налоговые. Продавать из муниципального имущества уже особенно нечего: «вкусного» почти не осталось, да и остальное в эпоху кризиса не сильно востребовано. На социальные обязательства предлагается израсходовать 3,4 млрд рублей (включая более 2,2 млрд – на образование), на ЖКХ – чуть менее 400 млн рублей, на исполнение решений суда – 72 млн рублей (в том числе на капремонт жилья – всего лишь около трети от этой суммы), ну и т. д.
Елена Медеева заметила, что муниципальный долг к концу года достигнет почти 1,8 млрд рублей (к слову, почти весь годовой доход города), на его обслуживание уйдет около 200 млн рублей. Примечательно, что более 90% кредитов – коммерческие, с соответствующими недешевыми ставками. Собственно, все – никакого развития, более того, падение даже по сравнению с нынешним годом – уж точно не самым благополучным. Срезана часть соцвыплат, нет денег на ремонты дворов, проездов, безопасность образовательных учреждений и т. д.
Председатель Контрольно-счетной палаты города Александр Ломоносов, выступавший содокладчиком, охарактеризовал проект бюджета «сводящимся к простым потребностям» и предостерег о налоговых рисках – могут быть не набраны многомиллионные суммы.
Об этом, кстати, сказал и депутат Антон Лобач, заметивший, что уменьшение расходов на 1,5 млрд рублей – это не просто сокращение: «Это полтора миллиарда, «вынутые» из экономики города, – уменьшение подрядных работ, зарплат и т. д. Говорить о каком-то росте НДФЛ в рамках 6%, как сообщает Минэкономразвития, не приходится. И не стоит говорить, что мы, как и вся Россия, будем развиваться. Вывод может быть только один – нужно искать деньги. А если мы их искать не умеем, то нужно отбросить всякие амбиции и сказать новгородцам о том, что будет все хуже и хуже».
«Нам представлен не бюджет социально-экономического развития, а бюджет умирания. У нас вектор развития направлен вниз. Не могу не обратить внимание на предложения прокуратуры города, которая говорит о том, что в бюджете не учтены расходы на исполнение судебных решений по различным аспектам», – сказал Константин Демидов. К слову, на пункт о решениях судов обратил внимание и прокурор Великого Новгорода Ефим Мостовщиков, напомнивший о правовой ответственности.
Константин Хиврич, представляющий «Яблоко», снова заявил о необходимости пересмотра межбюджетных отношений и увеличения (с 15 до 30%) отчислений по НДФЛ для города – тогда Новгород со всеми проблемами справится за 3–4 года. Его поддержал руководитель фракции КПРФ Алексей Старостин. Впрочем, о невозможности изменения НДФЛ в сторону увеличения ранее говорилось на совещании по социально-экономическому развитию Великого Новгорода, прошедшем, напомним, в ноябре в правительстве Новгородской области. На нем было озвучено, что данные межбюджетные отношения определены Бюджетным кодексом и закреплены областным законом.
Юрий Весельев, в свою очередь, заметил, что ситуация уже напоминает банкротство и введение внешнего управления. С ним был солидарен Илья Костусенко. «Я четыре года говорил, что мы идем к дефолту. Бюджет текущего года уже не выполняется. На протяжении ряда лет он утверждался с дефицитом, что привело к ежегодному росту долгов, нагрузке расходов на обслуживание муниципального долга. Мы пришли к плачевному состоянию», – заявил парламентарий.
«Произошло то, что произошло. Этот бюджет – безусловный итог деятельности менеджмента Великого Новгорода. И это позор. И мы, как Дума, в какой-то степени тоже к нему причастны. Конечно, нужно обсуждать дальше этот документ, вернее те конкретные проблемы, которые есть – что делать с ремонтами образовательных учреждений, с жилищно-коммунальными объектами, коллектором, станцией третьего подъема и многим другим. Фракция «Единая Россия» не поддерживает данный бюджет. Руководителям города нужно подумать о серьезных решениях, которые они должны для себя принять», – отметил Владислав Букетов. Он также обратил внимание на отсутствие в зале мэра Юрия Бобрышева и его заместителя Екатерины Красновидовой, курирующей финансовый блок. Отметим, что градоначальник в это время находился в командировке в Кабардино-Балкарии, вице-мэр – на больничном.
«Анализируя исполнение бюджета по 2014–2015 гг., скажу, что администрация города не способна реализовать работу даже с имеющимися средствами», – заметил Владимир Богомолов и обозначил одну из коренных проблем: отсутствие взаимодействия между городом и областью.
Подводя итог, председатель горДумы Владимир Тимофеев заявил, что представленный бюджет не обеспечивает социально-экономическое развитие города и, самое главное, реализацию всех полномочий по решению вопросов местного значения в полном объеме. «Мы предлагаем провести совместное заседание с депутатами областной Думы, с приглашением представителей администрации города и правительства региона, чтобы определиться с причинами возникновения сложнейшей финансовой ситуации для нашего города и найти из нее выход», – сказал он. Спикер также отметил, что обсуждение главного финансового документа города предполагает обязательное участие мэра Великого Новгорода, который должен отстаивать свою позицию на встречах с депутатами и вместе с ними искать и находить решения городских проблем. Однако этого сделано не было...
Проект бюджета отклонен абсолютным большинством голосов. Перспективы его дальнейшего рассмотрения пока не ясны. В любом случае работе над главным финансовым документом года посвятят весь декабрь.

Олег ОРЕХОВ
Анна БОЧАРОВА (фото)