Завтра Дума Великого Новгорода вновь будет рассматривать бюджет на следующий год. И снова тот же текст, что уже был отклонен депутатами.

Бюджет – это не просто план доходов и расходов. Это еще и инструмент социально-экономического развития. От правильной финансовой политики местной власти зависит качество жизни горожан: не только сегодняшние комфорт и удобство, но и возможность найти хорошую работу, приобрести доступное жилье и вообще укрепить свое благосостояние. Или не укрепить.

К сожалению, проект бюджета больше напоминает бухгалтерский баланс. Есть очень нерадостная строка собственных доходов и строка расходов, куда вошло то, без чего обойтись невозможно, – зарплаты бюджетников, коммунальные услуги, содержание муниципального имущества. На все остальные потребности, даже на те, выполнять которые нужно по решениям суда, денег нет. Это «бюджет умирания». Так приходится думать, глядя на экономические показатели. В 2014 году собственные доходы города составляли 1,993 млрд, в 2015-м – 1,929, в 2016-м ожидается всего 1,773. Прогнозы на 2017-й тоже неутешительны. При этом потребность только на исполнение вступивших в силу судебных решений и предписаний надзорных органов – более 900 млн рублей. На городскую казну «давит» накопленный муниципальный долг, который практически достиг суммы годовых доходов города – 1,8 млрд рублей, из-за чего теперь взять взаймы даже на самое необходимое уже нельзя – закон не позволяет. Поэтому бюджет бездефицитный. Вынужденно.
Говорить о каком-либо развитии в этих условиях уже не приходится. Неужели наш город потерял вектор развития, начал в своей экономике скатываться вниз? Другие областные центры, сравнимые с нашим городом, все же чувствуют себя лучше. Индекс производства, составивший у нас в прошлом году 99,8%, в Брянске, Орле, Ставрополе, Белгороде, Сыктывкаре превысил отметку в 110%, в Вологде вырос на 8,5%. В 2015 году упала доля инвестиций Великого Новгорода в общем объеме инвестиций по области, сократилось количество рабочих мест на 6,6%. А это – тот самый недополученный налог на доходы физических лиц, во многом и формирующий городской бюджет. Давно не слышно и о крупных инвестиционных проектах на территории города. Инфраструктурные проекты – водопроводная станция третьего подъема, без которой невозможно развитие микрорайона «Ивушки», строительство продолжения улицы Большой Московской для полноценного включения Деревяницкого моста в транспортную систему города – буксуют.
Очевидно, что причиной нынешнего положения являются не происки внешних врагов, а неэффективное управление экономикой города. Дума Великого Новгорода неоднократно обращала внимание на необходимость выработки четкого плана развития города, обозначения понятных ориентиров, к которым нужно стремиться. Много было споров и по поводу несовременной структуры управления. Но движения вперед нет. Реализуется инерционный сценарий, неспособный обеспечить развитие и ведущий лишь к постепенному угасанию. Что, собственно, и отражено в проекте бюджета.
Для выправления ситуации необходим набор мер как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Основой наполнения бюджета есть и будут являться налоговые отчисления. Развитие экономики – ключ к увеличению налоговой базы. И здесь нельзя вести себя пассивно, ждать, что предприниматели-инвесторы сами откуда-то появятся. Но пока привлечение инвестиций идет именно по такому сценарию. В городе нет большого количества избыточных трудовых ресурсов. Значит, никаких крупных производств типа «Акрона» у нас не появится. Не стоит на это и надеяться. Нужно думать о повышении реальной заработной платы задействованных в производстве горожан, что скажется на том же НДФЛ. Этого невозможно добиться лишь административными мерами – существуют объективные экономические причины. Зар-плата выше в высокотехнологичных производствах, в инновационной сфере. Значит, нужно развивать именно их, вытеснять неквалифицированный дешевый труд.
Нужно реагировать и на экономическую конъюнктуру. Объем сельхозпроизводства вырос. Можно подумать о привлечении желающих построить в городе производства по переработке сельхозпродукции или ее логистике. У нас есть и хорошая транспортная доступность, нужные ресурсы – электричество, газ, вода. Но новых таких производств в городе не появляется. Градостроительный кодекс предоставляет большие возможности для местной власти формировать территории под комплексную застройку, выставлять их на торги и привлекать тех застройщиков, кто не просто «втискивает» свои объекты, куда захочет, а выполняет принятые обязательства по расселению ветхих домов, строительству соцобъектов, дорог.
Задача развития экономики, повышения качества жизни новгородцев, наполнения городского бюджета трудна и не может быть решена одним махом. Нужно менять подходы, настраивать менеджмент не на управление инерционным процессом, а на достижение конкретного результата. Ставить перед тем же городским комитетом экономики задачи не параллельного сбора цифр для очередного годового доклада мэра, а серьезного анализа и разработки «дорожной карты» экономического развития.
Очевидно, что в новом году без поддержки области не обойтись. Город не живет отдельной жизнью, на острове, отчисляя часть своих налогов кому-то в виде дани. Распределение доходов и расходов по уровням бюджетной системы – процесс с движением в обе стороны. Нужно договариваться с областным правительством о перераспределении расходов между городом и регионом. И хорошо, что областное правительство готово идти навстречу для вывода Великого Новгорода из нынешнего плачевного состояния и перехода на траекторию устойчивого экономического роста.

Константин ДЕМИДОВ,
вице-спикер Думы Великого Новгорода