Распахивая двери

Автовокзал Великого Новгорода: «ворота в город» отмечают маленький юбилей.

15 лет назад в Великом Новгороде открылся автовокзал, что на тот момент — декабрь 2001 года – событие знаковое. Отдельного автовокзала, если вспомнить, в городе раньше и не было, пригородные и междугородные автобусы отправлялись с привокзальной площади, а билетные кассы и залы ожидания ютились в неприспособленных помещениях. Кроме того, это был один из главных долгостроев города. Возводить объект начали еще в 1988 году, а из-за кризиса заморозили.

Возобновлять пришлось практически с нуля, в том числе и переделывать проект комплекса, автор которого – новгородский архитектор Валерий Марченков. Заказчиком выступило УКС города. На строительство автовокзала ушло 46 млн рублей. Их, по словам Почетного гражданина Великого Новгорода Евгения Андреева, возглавлявшего тогда областное управление архитектуры и градостроительства, собирали всем миром – из городского и областного бюджетов, территориального дорожного фонда, кроме того, долевое участие принял бизнес, намеревавшийся разместить в новом здании точки торговли и услуг. То есть объект можно отнести к первому опыту государственно-частного партнерства, риски по которому взял на себя генподрядчик – компания «СУ-5». Всего на объекте работали более 15-ти субподрядных организаций города.
Перед самым 2002 годом к услугам горожан и приезжих открылись просторные залы ожидания и кассы, комната отдыха матери и ребенка, камера хранения и другие сервисы. От перрона с десятью посадочными площадками автобусы шли по всей области и за ее пределы. Заработало отдельное помещение диспетчерской, где созданы все условия для регулирования потоков транспорта, а также для отдыха водителей.
Наверное, не все получилось, как хотелось бы. Например, подвальная часть, где сейчас располагаются магазин, кафе, аптека, камера хранения, туалеты и пост полиции, периодически подтапливается и надо модернизировать ливневую канализацию. И менять скользкую плитку на ступеньках, как это сделали недавно у центрального входа, установив антигололедную, добавив к ступенькам эффектную подсветку.
– Автовокзал оказывает пассажирам полный комплекс услуг в строгом соответствии с установленными правилами. При этом постоянно что-то делается, модернизируется, – говорит Вера Васильева, которая когда-то после окончания вуза начинала работу с регулирования пассажирских перевозок в управлении автотранспорта, потом стала начальником автовокзала. – Обновлено табло-расписание, внедрена автоматизированная система продажи билетов. Кстати, их купить можно и в кассе, и через сайт, там также сообщается о дополнительных рейсах, изменениях в расписании. Смонтированы ограждения, шлагбаумы, установлены камеры видеонаблюдения, на фасаде теперь яркая светодиодная вывеска – АВТОВОКЗАЛ.
До сентября этого года Новгородская пассажирская автотранспортная компания, в структуру которой входит автовокзал, арендовала его площади у областного департамента имущественных отношений, но три месяца назад выкупила, воспользовавшись льготными условиями по федеральному законодательству.
– Расходы на приватизацию оказались значительные, но на это пошли, чтобы понимать перспективу и дальше заниматься развитием, – говорит генеральный директор НПАТК Александр Гаук. – Ведь автовокзал – лицо города, надо чтобы оно было красивое, отвечало современным стандартам. Сейчас обновляем центральный вход, монтируем новые, более удобные маятниковые двери. Потом займемся фасадом, хотим сделать более эстетичным, а весь комплекс – комфортным и удобным для всех. На это работает весь коллектив — от начальника до дворника и уборщицы. Одна из главных задач — создать безопасную среду в помещениях, на перроне, на транспорте, который предоставляется по агентским договорам с перевозчиками.
То, что безопасность пассажиров — основное в этой сфере услуг, еще раз показала недавняя трагедия с гибелью детей в Ханты-Мансийске.
– Сейчас переделываем план транспортной безопасности, включающий большой перечень дополнительных мероприятий. Без этого Росавтодор не допустит на рынок автоперевозок — таковы федеральные требования, – отмечает Александр Гаук. – И это правильно, потому что человеческая жизнь — главная ценность.
С сожалением добавляет, что сами люди не всегда осознают это, выбирая сомнительных перевозчиков-нелегалов, не гарантирующих безопасность.
...Напоследок о ситуации, свидетелем которой на днях стала. На перроне автовокзала полицейские вежливо предложили задымившей сигаретой девушке пройти на специально отведенную площадку, напомнив, что в целях безопасности и для комфорта окружающих курить на территории автовокзала запрещено.

Светлана АНТОНОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)