Льготники в «маршрутках» ездить будут. Возражения не принимаются
У компаний-перевозчиков нет ни мотивов, ни законных оснований отказывать в посадке в свои «маршрутки» (или официально – автобусы малой вместимости) обладателям единого социального проездного билета. Кто это будет игнорировать, довольно плотно «познакомится» с работой контролирующих органов, в том числе прокуратуры. Эта позиция городских властей была обозначена на совместном совещании представителей мэрии и транспортных фирм, заключивших договоры с Администрацией на перевозку горожан.
Напомним, что с 23 ноября обладатели социального проездного получили право на проезд на всех городских автобусных маршрутах общественного транспорта, включая так называемые «маршрутные такси». Мягко говоря, не все перевозчики на это отреагировали адекватно. Кто-то попросту сделал вид, что ничего не знает, а потому пенсионеров из маршруток выталкивали, кто-то прекратил работу, перестав выходить на линию. Телефоны редакции нашей газеты буквально раскалились от звонков как пожилых новгородцев, так и водителей, жалующихся на постоянные оскорбления в свой адрес от тех же пенсионеров.
Не оправдывая никого, скажем сразу – вопросы было бы справедливее задавать руководству транспортных компаний. Как пояснил председатель комитета по строительству, транспорту и связи Администрации Великого Новгорода Павел Морозов, для принятия решения по льготникам есть вся необходимая законодательная база и ничего неожиданного здесь нет.
— Все компании-перевозчики знали, что это будет, — сказал он. — Проработка вопросов в части перевозки обладателей единого социального билета велась еще с апреля, соответствующие документы руководство компаний получило.
По словам Павла Морозова, теперь все перевозчики просто поставлены в равные конкурентные условия. Безусловно, возить людей бесплатно их никто не заставляет — выпадающие доходы перевозчикам будут компенсироваться из областного и федерального бюджетов пропорционально объему выполненной транспортной работы. Ранее эта компенсация распределялась между ПАТ-1 и ПАТ-2, теперь будет раскладываться на всех, кто заключил соответствующие договора с мэрией.
Правда, пока такие договора на компенсацию имеют только две транспортные компании (ПАТ-2 и «Фабус») из 4-х. О чем думают остальные, по мнению Павла Морозова, непонятно – возить льготников все равно придется и логичнее было бы получать за это деньги. А если вновь выявятся факты саботажа или высадки пассажиров (а сообщить об этом можно в мэрию, в отдел по защите прав потребителей или сразу в прокуратуру), то уже будет рассматриваться вопрос о расторжении с таким перевозчиком договоров – недобросовестная компания просто лишится маршрутов.
Впрочем, у властей тоже есть своя головная боль – как решить проблему четкого контроля в части перевозок льготников: сколько и по какому маршруту их провезли. Как один из вариантов – использование электронной социальной карты, внедряющейся сейчас в регионе. Стоимость проекта по установке соответствующих терминалов в «маршрутках» оценивается около 15 млн. рублей. Понятно, что для бюджета эта сумма в нынешних непростых условиях малоподъемна, но интерес уже проявили коммерческие структуры. Так что реализация такого проекта вполне возможна. Что касается технической стороны вопроса, то новгородцы намерены ознакомиться с опытом работы таких систем у петербургских коллег. Заметим, в свое время в Питере довольно долго наблюдался полный бардак (иначе, увы, не скажешь) с льготными проездными, однако в итоге власти сумели навести порядок (в приватных разговорах чиновники нашей мэрии, кстати, и не скрывают, что былые негативные тенденции северной столицы сейчас во-всю прослеживаются в Новгороде) и поставить все под жесткий контроль.
Во всей этой «бочке меда» для новгородских льготников, увы, все-таки есть «ложка дегтя». Как заявил Павел Морозов, стоимость единого социального проездного будет поднята. Когда и на сколько, пока не ясно – вопрос прорабатывается на уровне области. И дело тут не только в «маршрутках». Цены на такие проездные в нашем регионе в разы ниже, чем в целом по всему Северо-Западу. В итоге наши транспортники несут существенные убытки, выпадающие доходы насчитывают десятки миллионов рублей. Так что льготникам придется, в свою очередь, готовиться к повышению цен на проездные. О повышении платы за проезд для остальных речь пока не идет.