Ее театральное счастье
«Так оно все сложилось для того, чтобы эта дорога, этот путь был мною пройден».
Что такое счастье? Как стать счастливым? Эти вопросы всегда задает себе человек, и ждет это самое счастье, и надеется на то, что оно останется с ним на долгие годы… Отдельные счастливые минуты, часы и даже дни были у каждого. Наша память хранит эти драгоценные мгновения, и каждый раз воспоминания о них озаряют лицо счастливой улыбкой.
Вот и сегодня, беседуя в преддверии юбилея с актрисой академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, народной артисткой России Татьяной Каратаевой, я увидела эту счастливую улыбку, этот игривый блеск в глазах, когда слушала ее воспоминания. Итак, слово Татьяне Аркадьевне.
– Мой счастливый день? Если говорить о театре, то один из счастливых дней у меня был, когда меня взяли в театр, в Кировский ТЮЗ. Это было в 1964 году. Училась я в Ростове-на-Дону, но в силу семейных обстоятельств не доучилась, и когда я вернулась домой в Киров, то мой первый учитель актерского мастерства, главный режиссер кировского телевидения Михаил Наумович Кублановский, мой крестный отец, получается, взял меня за руку и привел в ТЮЗ: «Возьмите, очень способная девочка!»
Меня взяли в театр, но не актрисой, а реквизитором. В это время в театр приехал режиссер, который ставил свой дипломный спектакль «Белоснежка и семь гномов». Ему сказали, что есть в театре девочка, и он может ее попробовать на какую-нибудь маленькую роль. Что он и сделал. Он подошел и сказал, что хочет предложить мне в качестве пробы маленькую роль Ромашки в своем спектакле. Ну, для меня это уже было счастье!
Репетировать тоже было интересно, потому что я была совершенно «зеленая», у меня было два курса театрального училища и все. Я помню, что мне было очень интересно, и все как-то легко получалось, особенно со мной не мучились.
А дальше у меня было счастье, когда меня познакомили со старейшей балериной Марией Павловной Пушкиной, она уже давно была на пенсии, но когда-то танцевала с Анной Павловой. И я к ней ходила домой, и она мне фактически выстроила в пластике всю роль. Роль Ромашки играла я практически на одном месте. И она мне как балерина простроила, как Ромашечка утром просыпается, как отряхивается от росы, как она к солнцу обращается, радуется ему. А дальше по сюжету фактически был трагический кусочек, когда принц, чтобы оживить Белоснежку, обращается к Ромашке за помощью, а Ромашка должна точно знать, любит принц Белоснежку или нет. И Ромашка жертвует своей жизнью, обрывая свои лепестки: любит, не любит, любит, не любит… Она умирает, но зато оживает Белоснежка. Вот такой сюжет в сказке. Было очень красиво. И вот от того, что пластику мне выстроила настоящая балерина, каждый поворот, движение пальчиков, как она просыпается, как встряхивается ее головка, роль получилась. Мария Павловна все это очень точно мне застроила, а поскольку роль была маленькая, я вжилась в нее, все повторила.
И мой первый выход на сцену, дебют, состоявшийся осенью, на открытии театрального сезона, был замечен. А к режиссеру на сдачу дипломного спектакля приехали из Минска педагоги института и сказали: « Какая у вас хорошая девочка играет Ромашку, почему вы ей не дали играть Белоснежку?» Вопрос был задан еще и потому, что актрисе, которая играла Белоснежку, было к тому времени 35 лет, а мне всего 18. Режиссер ответил, что это проба, дебют молодой и еще неопытной актрисы. И это для меня была большая радость. Потому что эта маленькая роль, моя Ромашка, практически открыла мне путь на сцену. Хотя я еще была во вспомогательном составе. И я помню свои ощущения в тот день, когда стояла на сцене. Был мандраж. Когда ты стоишь в третьей позиции, а коленки дрожат. И мыслей в голове не было никаких, но и переживаний о том, что я что-то забуду, тоже. У меня фактически и слов-то не было, но я помню, что я очень волновалась, и помню первое ощущение, когда набирается свет… Я не видела ни зрителей, ничего, просто я была внутренне погружена в ощущение росы на лепестках, утра, как солнце греет, потому что в меня это было вложено Марией Павловной, она, конечно, меня тогда многому научила.
После спектакля ко мне стали подходить артисты театра с поздравлениями и восхищением по поводу сделанной мною роли. Их удивляло то, что такая молодая девочка, а так четко и профессионально выстроена роль. Но это опять же не моя была заслуга, это Мария Павловна добивалась от меня точности. Все было расписано как по нотам! После работы с ней, уже тогда, будучи такой молодой, я поняла, как много значит в работе над ролью вот эта выстроенность, эта последовательность и точность выражения мысли.
Вот это был мой счастливый день, потому что он фактически определил мою дальнейшую судьбу. Его могло не быть! Меня могли не привести в этот театр, могли меня не взять и могли роль не дать… Но вот так оно все сложилось для того, чтобы эта дорога, этот путь был мною пройден.
Впрочем, еще один счастливый день Татьяне Аркадьевне только предстоит – новая роль в новом спектакле! 24 февраля состоится премьера спектакля «Опасные тетки» по пьесе Александра Коровкина – актера, сценариста и драматурга, автора популярных сериалов «Бедная Настя», «Неотложка», «Марш Турецкого» и других. Спектакли по его пьесам идут в театрах России и ближнего зарубежья в постановке главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств России Михаила Мамедова.
Ирина ВЕСЕЛОВА
Фото из архива Т.А. Каратаевой