Ее театральное счастье

02.02.2017

«Так оно все сложилось для того, чтобы эта дорога, этот путь был мною пройден».

Что такое счастье? Как стать счастливым? Эти вопросы всегда задает себе человек, и ждет это самое счастье, и надеется на то, что оно останется с ним на долгие годы… Отдельные счастливые минуты, часы и даже дни были у каждого. Наша память хранит эти драгоценные мгновения, и каждый раз воспоминания о них озаряют лицо счастливой улыбкой.

Вот и сегодня, беседуя в преддверии юбилея с актрисой академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского, народной артисткой России Татьяной Каратаевой, я увидела эту счастливую улыбку, этот игривый блеск в глазах, когда слушала ее воспоминания. Итак, слово Татьяне Аркадьевне.
– Мой счастливый день? Если говорить о театре, то один из счастливых дней у меня был, когда меня взяли в театр, в Кировский ТЮЗ. Это было в 1964 году. Училась я в Ростове-на-Дону, но в силу семейных обстоятельств не доучилась, и когда я вернулась домой в Киров, то мой первый учитель актерского мастерства, главный режиссер кировского телевидения Михаил Наумович Кублановский, мой крестный отец, получается, взял меня за руку и привел в ТЮЗ: «Возьмите, очень способная девочка!»
Меня взяли в театр, но не актрисой, а реквизитором. В это время в театр приехал режиссер, который ставил свой дипломный спектакль «Белоснежка и семь гномов». Ему сказали, что есть в театре девочка, и он может ее попробовать на какую-нибудь маленькую роль. Что он и сделал. Он подошел и сказал, что хочет предложить мне в качестве пробы маленькую роль Ромашки в своем спектакле. Ну, для меня это уже было счастье!
Репетировать тоже было интересно, потому что я была совершенно «зеленая», у меня было два курса театрального училища и все. Я помню, что мне было очень интересно, и все как-то легко получалось, особенно со мной не мучились.
А дальше у меня было счастье, когда меня познакомили со старейшей балериной Марией Павловной Пушкиной, она уже давно была на пенсии, но когда-то танцевала с Анной Павловой. И я к ней ходила домой, и она мне фактически выстроила в пластике всю роль. Роль Ромашки играла я практически на одном месте. И она мне как балерина простроила, как Ромашечка утром просыпается, как отряхивается от росы, как она к солнцу обращается, радуется ему. А дальше по сюжету фактически был трагический кусочек, когда принц, чтобы оживить Белоснежку, обращается к Ромашке за помощью, а Ромашка должна точно знать, любит принц Белоснежку или нет. И Ромашка жертвует своей жизнью, обрывая свои лепестки: любит, не любит, любит, не любит… Она умирает, но зато оживает Белоснежка. Вот такой сюжет в сказке. Было очень красиво. И вот от того, что пластику мне выстроила настоящая балерина, каждый поворот, движение пальчиков, как она просыпается, как встряхивается ее головка, роль получилась. Мария Павловна все это очень точно мне застроила, а поскольку роль была маленькая, я вжилась в нее, все повторила.
И мой первый выход на сцену, дебют, состоявшийся осенью, на открытии театрального сезона, был замечен. А к режиссеру на сдачу дипломного спектакля приехали из Минска педагоги института и сказали: « Какая у вас хорошая девочка играет Ромашку, почему вы ей не дали играть Белоснежку?» Вопрос был задан еще и потому, что актрисе, которая играла Белоснежку, было к тому времени 35 лет, а мне всего 18. Режиссер ответил, что это проба, дебют молодой и еще неопытной актрисы. И это для меня была большая радость. Потому что эта маленькая роль, моя Ромашка, практически открыла мне путь на сцену. Хотя я еще была во вспомогательном составе. И я помню свои ощущения в тот день, когда стояла на сцене. Был мандраж. Когда ты стоишь в третьей позиции, а коленки дрожат. И мыслей в голове не было никаких, но и переживаний о том, что я что-то забуду, тоже. У меня фактически и слов-то не было, но я помню, что я очень волновалась, и помню первое ощущение, когда набирается свет… Я не видела ни зрителей, ничего, просто я была внутренне погружена в ощущение росы на лепестках, утра, как солнце греет, потому что в меня это было вложено Марией Павловной, она, конечно, меня тогда многому научила.
После спектакля ко мне стали подходить артисты театра с поздравлениями и восхищением по поводу сделанной мною роли. Их удивляло то, что такая молодая девочка, а так четко и профессионально выстроена роль. Но это опять же не моя была заслуга, это Мария Павловна добивалась от меня точности. Все было расписано как по нотам! После работы с ней, уже тогда, будучи такой молодой, я поняла, как много значит в работе над ролью вот эта выстроенность, эта последовательность и точность выражения мысли.
Вот это был мой счастливый день, потому что он фактически определил мою дальнейшую судьбу. Его могло не быть! Меня могли не привести в этот театр, могли меня не взять и могли роль не дать… Но вот так оно все сложилось для того, чтобы эта дорога, этот путь был мною пройден.
Впрочем, еще один счастливый день Татьяне Аркадьевне только предстоит – новая роль в новом спектакле! 24 февраля состоится премьера спектакля «Опасные тетки» по пьесе Александра Коровкина – актера, сценариста и драматурга, автора популярных сериалов «Бедная Настя», «Неотложка», «Марш Турецкого» и других. Спектакли по его пьесам идут в театрах России и ближнего зарубежья в постановке главного режиссера театра заслуженного деятеля искусств России Михаила Мамедова.

Ирина ВЕСЕЛОВА
Фото из архива Т.А. Каратаевой




Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.