Сила желания

02.02.2017

Кто-то сказал, что историческая застройка – это алмаз, ожидающий своей огранки. К счастью, иногда дожидается.

Бизнес обычно не хочет иметь дело с исторической застройкой – старые стены и коммуникации сложно приспособить к современным функциям, а жесткие требования по сохранности памятников истории и архитектуры накладывают много ограничений. Но Мадис Кыверялг и его инвестиционно-строительная компания выбрали именно эту нишу.

Сейчас Мадис и его команда готовят к открытию новый отель – на Большой Московской улице, в доме 1812 года постройки, принадлежащем когда-то видному новгородскому градоначальнику Григорию Сметанину. Новгородцы знают это здание – фасад с массивным выложенным из кирпича эркером и двумя балконами с ажурными решетчатыми ограждениями. Когда-то здесь размещалось управление капитального строительства города. В 2011 году выставленный на продажу исторический дом купил питерский инвестор. Первоначально была идея сделать здесь бизнес-центр, но в 2015 году владелец принял решение реконструировать здание под гостиницу.
– От нас требовалось сохранить внешний облик здания, несущие стены, место расположения лестницы, – рассказывает Мадис, проводя нас по отелю. – Стены действительно в хорошем состоянии, их толщина 90 см – зимой держат тепло, летом дают прохладу. Все остальное пришлось убрать. Удивительно, как это все держалось столько лет.
Когда рабочие снесли перегородки, построенные в пору размещения здесь учреждений, обнаружились несущие конструкции в виде колонн, их отреставрировали и максимально экспонировали. И покрытый лаком двухсотлетний кирпич колонны у стойки регистрации, кажется, горд тем, что его теперь открыли для гостей. Он как будто говорит: посмотрите, как я хорош, солиден и надежен.
Там, где это возможно, с дизайнером сохранили на виду старый кирпич и в номерах. Их 19, и почти каждый имеет изюминку – где-то интересно обыграна ниша, в другом – санузел с окном, в номерах мансардного этажа – неожиданный подиум. Реноваторы постарались максимально использовать объемы и конструкцию старинного здания. Отель оставляет впечатление элегантности и комфорта.
Конечно, чтобы сделать в старых стенах современный отель, потребовалось много труда и значительные материальные вложения – новые водопровод, канализация, электрика, восстановлен исторический вид здания, при этом выполнены все охранные обязательства.
Компания Мадиса полностью ведет проект, начиная от документации, необходимой для начала работ, и заканчивая подбором персонала в компанию, которая будет управлять отелем, а это и переговоры, и согласования, и разрешения. Но ему интересен этот проект, как и все другие, связанные со старой застройкой, потому организационные трудности не страшат.
– Я берусь, когда вижу перспективы, – говорит Мадис. – У нашей команды действительно есть видение, как сделать старый город аттрактивным, привлекательным – для инвестора, жителей города, туристов. Своими деньгами можно делать один проект в год, а привлекая инвесторов, соинвесторов – 020252–3–4.
Сложность любого строительства в границах окольного города – археологические раскопки. Это и финансовые, и временные затраты, которые отпугивают бизнес. На паях с новгородским инвестором Мадис реализует сейчас проект по застройке участка на перекрестке Нутной и Славной улиц.
– За два года мы вложили в раскопки более 6 млн рублей, и это только на одно пятно застройки – площадь 350 кв. м, глубина 6,4 м, – говорит Мадис. – Есть законные пути строить новые здания на старом фундаменте, но на это неохотно идут археологи. Но если мы реконструируем старый фундамент, не углубляясь ниже, чем на 80 см, никакой культурный слой не будет поврежден – он начинается глубже. Да, после строительства этот участок, возможно, на 100 лет будет закрыт для раскопок, но почему не оставить радость научных открытий нашим потомкам? Кто даст гарантию, что в ближайшие десятилетия у государства появятся деньги на масштабные археологические раскопки в Великом Новгороде? Но это же не значит, что старые районы города должны остановиться в своем развитии.
Город стойко держится за свое историческое наследие. И это правильно, считает наш собеседник, никто не построит стеклянную башню рядом с церковью. Но там, где старый город практически весь был разрушен во время войны и восстанавливался подручными средствами в послевоенное время, почему нельзя рядом с историческими зданиями допустить что-то новое? «Нет, говорят мне, ни в коем случае никакого стеклянного фасада. Почему, если это гармонично сочетается?» Пока это вопросы без ответов. Наверно, потому, что чувство гармонии у всех разное.
На днях компания Мадиса приобрела уже давно признанный аварийным и расселенный двухэтажный дом в микрорайоне Волховский, 1911 года постройки, памятник истории регионального значения. Дом (на фото) несколько лет пустует, не единожды и безуспешно мэрия выставляла его на продажу. Чем же он оказался интересен новым владельцам?
– Место хорошее, на берегу реки. Мы видим, как его можно красиво обыграть, – говорит Мадис. – Конструкция коробки дома крепкая, стропильная система тоже.
Уже после нашей встречи я съездила в Волховский и посмотрела покупку. Вид заброшенного здания, как и прилегающей территории, удручающий: без окон, без дверей, всюду кучи мусора. Но открывающийся вид на реку, действительно, великолепен.
– Мне не позорно пройти вокруг моего объекта, поднять и бросить в урну увиденный мусор, – говорит Мадис. – А другой этого не сделает. Это зависит от чувства хозяина своего бизнеса.
Каким же видит в будущем этот старый дом его долгожданный хозяин? На первом этаже, делится идеями Мадис, можно сделать квартиры для инвалидов – с санузлами большей площади, широкими дверными проемами. В городе есть люди, которые из-за болезни годами не могут выйти из дома. А здесь низкий первый этаж, рядом парк, все это можно удачно использовать. На втором этаже – малометражки для молодых семей («на одном этаже кухня, а выше, в мансарде – спальная зона»), с полной отделкой, мебелью, бытовой техникой.
– Часто у молодых семей после первого взноса в ипотеку не остается денег на ремонт и необходимую мебель. Мы хотим предложить такой вариант, чтобы люди сразу могли въезжать и жить, – поясняет Мадис.
Единственная проблема – по какому-то недоразумению здание продавалось практически без земельного участка, только с теми квадратами, что занимает само строение. «Самим сделать план межевания, поскольку у города денег нет, и после этого обращаться за выделением дополнительного земельного участка», – обозначает последовательность действий Мадис. А также сделать экспертизу и перевести дом обратно в категорию жилых помещений. И работать совместно со службой охраны памятников.
– Нам интересно решать эти проблемы. Плюс это творчество, возможность что-то менять в облике города, сохраняя исторический вид и гармонично вписывая современные элементы, – заключает он.
02026Эстонский предприниматель Мадис Кыверялг впервые побывал в Великом Новгороде в 1998 году, а постоянно живет с 2010 года, здесь его семья.
Мадис Кыверялг умеет видеть красоту старого здания, великолепие вида за окном, умеет подчеркнуть все это. И очень хочет, чтобы мы все увидели красоту и гармонию окружающего мира. Наверно, сила этого желания и помогает эстонско-российскому предпринимателю проходить все трудные пути согласований, утверждений, разрешений, находя во всех инстанциях, городских и областных, единомышленников.

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)




Комментарии

Петрова Елена
03.02.2017

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС ЗА СЧЁТ РАБОТЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ОПУСКАЯ ИХ НА ДЕНЬГИ. НА ЭТОМ ОБЪЕКТЕ ПОБЫВАЛО ПОЛ НОВГОРОДА . ‘НАСТОЯЩЕЕ КИДАЛОВО.

Александр
07.02.2017

«Мадис Кыверялг умеет видеть красоту старого здания, великолепие вида за окном, умеет подчеркнуть все это»
Именно поэтому у здания в 2015 году была незаконно организована парковка вместо газона и новгородцам через прокуратуру пришлось добиваться ее ликвидации? Остается только надеяться, что более подобные вандальные действий повторяться на объектах предпринимателя не будут…

Оставить комментарий

Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором. Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.