Вдоль реки. И поперек

Почему все потуги что-либо сделать по благоустройству мы аргументируем необходимостью привлечения туристов? А для самих себя сделать город комфортным не хотим?

Какими быть новгородским набережным и что на них должно быть — на эту тему горячо спорили архитекторы, историки, чиновники, предприниматели, общественники. За круглым столом заинтересованную аудиторию собрало интернет-издание «Вновгороде.ру».

Напомним, о необходимости разработки концепции обустройства набережных реки Волхов, левой и правой сторон, от Рюрикова городища до Деревяницкого моста, общей протяженностью 20 км, региональные и городские власти заговорили в начале сентября минувшего года — появилась возможность с этим проектом попасть в федеральные программы. По предварительным оценкам объем инвестиций в проект может составить 10 млрд руб.
– Нам важно, чтобы проект состоялся, – отметила в начале разговора руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики области Валентина Захаркина. – Сроки очень сжатые — документы надо представить в начале марта.
По ее словам, в рабочую группу уже поступили предложения историков, изучается проект Ганзейской набережной, разработанный несколько лет назад «Новгородгражданпроектом» и сегодня немного устаревший, много предложений пришло от питерских архитекторов («несколько альбомов»), новгородский архитектор Михаил Коржев представил свои идеи обустройства берегов Волхова.
Депутат горДумы Елена Михайлова и предприниматель Александр Мунтян в рамках обсуждаемой темы напомнили еще одну красивую идею, которая по каким-то причинам до сих пор не находит поддержки властей. Это строительство велопешеходного моста на существующих опорах-«быках» в районе улицы Орловской. Александр Мунтян продвигает эту идею уже лет пять, он за свой счет оплатил работу водолазов, которые исследовали состояние подводной части опор (напомним, мост через Волхов для железной дороги Петербург – Орел строился сто лет назад), произвел предварительные расчеты стоимости проектирования и строительства. Мы подробно писали об этом проекте предпринимателя («Веломост — «за» и «против», «Новгород деловой», №11 от 06 июня 2013 года), поэтому сегодня повторим главное: веломост, соединив улицу Орловскую на Софийской стороне с Рюриковым городищем на противоположной стороне реки Волхов, вкупе с обустроенными набережными, даст прекрасный прогулочный маршрут вокруг города.
А мест для прогулок в нашем городе катастрофически не хватает. Как для туристов, так и для горожан. Кстати, я не понимаю, почему все потуги что-либо сделать по благоустройству города мы аргументируем необходимостью привлечения туристов. А для самих себя сделать город комфортным не хотим?
Идею велопешеходного моста однозначно поддержал ревностный радетель старины Сергей Трояновский. Нашлись и противники. Так, представитель общественности от управления госохраны культурного наследия Александр Гольман заявил категоричное: «Нельзя». Прозвучало и другое: опоры старого моста надо снести. Хороший ответ сторонникам «снести» и «нельзя» дал архитектор Михаил Коржев: «Не надо ломать ничего, что сделали до тебя! Сделай сам лучше! А опоры и строились для моста».
В ходе обсуждения не раз возвращались к теме привлечения бизнеса к участию в проекте. Руководитель областного департамента экономического развития Евгений Богданов сказал, что вопрос обсуждался с предпринимателями, бизнес готов вкладываться только в собственные проекты в прибрежной зоне (кафе, гостиницы). Председатель союза предпринимателей Новгородской области Дмитрий Койков сообщил, что по результатам опроса примерно треть предпринимателей (29%) заявили, что специфика их бизнеса не предполагает деятельное участие в данном проекте, 37% не прочь реализовывать проекты с другими предпринимателями, на основе частной кооперации. И еще треть готовы формировать кластеры для обслуживания интересов более крупных инвесторов.
О том, что «бизнес приходит в уже сложившуюся инфраструктуру», говорил владелец ресторанного комплекса «Фрегат Флагман» Алексей Крестьянинов. «Город у нас маленький, бизнесу сложно ориентироваться на местного жителя, а туристический сезон длится 3-4 месяца». Алексей уверен в том, что необходимо делать город привлекательным для туриста круглый год. Как и в том, что набережные надо обустраивать, акваторию реки задействовать, а саму реку – чистить. Напомним, по заказу владельца ресторанного комплекса «Фрегат Флагман» студия архитектуры и дизайна Александра Матюнина представила проект обустройства набережной на участке около пешеходного моста.
Напомним также, что компания «Институт Новгородпроект» в декабре представила проект строительства набережной от моста Александра Невского до гостиницы «Интурист». А движение «Новый город» рекомендует при проектировании этого участка взять за основу дипломную работу выпускницы кафедры дизайна НовГУ Юлии Беличенко.
Подводя итоги обсуждения, Валентина Захаркина выразила надежду, что проект благоустройства берегов Волхова все-таки станет реальностью. И, может быть, эти набережные «станут тем, что запомнится на всю жизнь».

Людмила СОКОЛОВА
Анна БОЧАРОВА (фото)